ЮРПОМОЩНИК

справочник юриста

Главная » Как оформляется наследство

Отец раздавал пятерым сыновьям наследство в виде мешков с золотом


Наследственное право в Исламе

Тело человека, который покинул этот мир, Ислам предписывает предать земле, соблюдая определённые требования. В первую очередь расходы на похороны берут из имущества, оставленного этим человеком. Далее возвращают его долги, если таковые остались за ним. Затем выполняют его завещание из 1/3 его имущества. А что остаётся после всего этого – разделяют между его наследниками в нижеперечисленном порядке.

Имущество наследуется по трём причинам: родство, брак и Ислам. А последнее можно объяснять тем, что имущество человека, у которого вообще нет наследников, переводится на общую казну мусульман (байтул мал).

Наследники по мужской линии (мужчины, которые получают наследство)

1. Сын покойного и его сын, и так далее… правнук…

2. Отец и его отец, и так далее… дед, прадед…

3. Брат по отцовской линии и его сын.

4. Брат отца покойного (дядя), кроме дяди по материнской линии.

5. Сын дяди со стороны отца (двоюродный брат).

Наследники по женской линии (женщины, которые получают наследство)

1. Дочка или дочери покойного.

2. Дочка сына покойного и дочка внука покойного или ещё дальше…

3. Мать покойного.

4. Бабушка (и мать отца покойного, и мать матери покойного).

5. Сестра покойного.

6. Жена покойного.

Определённые доли для наследников в священном Коране

– Мужу, если у покойной нет ребёнка или внука.

– Дочке, а также дочке сына.

– Родной сестре или сестре по отцу, когда та или другая будет одна.

– Мужу, если у покойной есть дети или внуки.

– Жене, если у покойного мужа нет детей или внуков.

– Жене, если у покойного мужа есть дети.

– Двум или более дочерям, если они будут без братьев, или дочерям сына.

– Двум или более сёстрам со стороны отца.

– Матери, если у покойного нет ребёнка или внуков, а также двух или более братьев или сестёр.

– Двум или более братьям или сёстрам со стороны матери.

– Отцу, дедушке покойного, если у покойного есть ребёнок или внук.

– Матери, если у покойного есть ребёнок или внуки, или два или более братьев или сестёр.

– Дочке сына, если у покойного есть родная дочка.

– Сестре или сёстрам по отцу, если они будут вместе с родными сёстрами покойного.

Очерёдность наследования.

Утрачивание права на наследство из-за наличия других наследополучателей

Среди вышеупомянутых наследников происходит процесс лишения права наследования дальних родственников при существовании близких.

Давайте попытаемся объяснить по порядку, как происходит такой процесс.

Дедушка – его лишает наследства наличие в живых отца покойного.

Бабушка – её лишает наследства наличие матери покойного, независимо от того, будет бабушка со стороны отца или матери. Таким же образом наличие ближней бабушки делает невозможным получение наследства дальней бабушкой (прабабушка).

Внук (дочка или сын) – его лишает статуса наследополучателя наличие сына покойного.

Братья со всех сторон (родные, а также по отцу или матери) лишаются права на наследство, если живы отец покойного, сын его и внук.

Дети брата покойного (родного, или по отцу или матери) – их лишает наследства существование отца, дедушки, сына, внука (от сына), родного брата и брата по отцовской линии покойного.

Родной и по отцу брат отца покойного – он лишается права на наследство, если живы отец, дедушка, сын, внук (от сына), родной брат и брат по отцовской линии, сын родного брата, родная сестра, если вместе с ней есть дочка сына, дочка по отцу, если она вместе с дочкой покойного.

Наследниками, которые в любом случае получают наследство, являются родители, дети покойного и один из супругов.

Печать великого князя Дмитрия Ивановича Донского

Почти 20 лет Евдокия Дмитриевна управляла Москвой и за это время успела сделать немало. Именно благодаря ей Москва утвердилась как Первопрестольный град, а в XIV в. вопрос о столице Руси стоял очень серьёзно. Глава Русской Церкви митрополит Киприан покинул город из-за конфликта с Дмитрием Донским, но вернуться назад его уговорила именно Евдокия уже после смерти князя, проявив при этом незаурядные дипломатические способности.

Св. Евфросиния (Евдокия) Московская.
Икона, созданная в Вознесенской обители
в честь 500летия со дня преставления
7 июля 1907 г.

После положенного срока траура, в 1391 г. великая княгиня женила старшего сына Василия на дочери литовского князя Витовта — Софье. Это означало, что Василий I стал самостоятельным правителем и уже не нуждается в опеке матери. Повзрослели и другие дети. Юрий, получивший в удел от отца Звенигород, принялся обустраивать столицу своего княжества, но за советом по-прежнему приезжал к матери. В 1397 г. подросшая дочь Анастасия стала женой Ивана Холмского, одного из самых знатных князей. Постепенно Евдокия Дмитриевна освободилась от забот о своих детях, поскольку все они стали жить самостоятельно.

Отец раздавал пятерым сыновьям наследство в виде мешков с золотом

Вознесенский монастырь.
Фото начала XX в.

По завещанию мужа Евдокия оказалась владелицей весьма значительного имущества, приносящего большие доходы. Распорядилась она им как истинная христианка. На средства княгини на территории Кремля были возведены новые каменные храмы — Евдокии Мученицы и Рождества Богородицы на Сенях. Строительство последнего началось в 1393 году, в память победы над Мамаем, одержанной в Праздник Рождества Богородицы (8 сентября по ст. ст.). Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Даниилом Чёрным. Желая содействовать распространению женского монашества, Евдокия решила устроить монастырь близ великокняжеских палат: «В царствующем граде Москве постави церковь каменную Вознесения и монастырь честен возгради, иже ныне есть девический общежительный монастырь». (Впоследствии Вознесенский храм обители стал усыпальницей московских великих княгинь и княжён.) Монастырь был основан у Фроловских ворот, где
когда-то Евдокия встречала мужа после победы над Мамаем.

В житии великой княгини есть и такой сюжет. Незадолго до смерти Евдокия видела явление ангела и так была поражена его видом, что онемела. Своё видение княгиня знаками постаралась объяснить иконописцу. Он написал несколько икон, но только на третий раз Евдокия узнала на образе Архангела Михаила. Тогда она поняла смысл видения: Евдокия приняла монашество с именем Евфросинии. С ещё большим рвением принялась она обустраивать основанную обитель. 20 мая 1407 г. была произведена закладка каменной церкви в честь Вознесения Христова, но увидеть завершение строительства храма Евфросинии не удалось, 7 июля она умерла. Похоронили княгиню в Вознесенском монастыре, тело её покоилось там до 1929 г. Как известно, в это время кремлёвские монастыри были снесены. После разбора построек обители раку с мощами Евфросинии вместе с гробами других великих княгинь перенесли в пристройку к Архангельскому собору, где они пребывают и сегодня. Русская Православная церковь причислила преподобную Евфросинию Московскую, в миру великую княгиню Евдокию, к лику святых. Верующие всегда почитали её как заступницу и покровительницу жён и матерей.

Отец раздавал пятерым сыновьям наследство в виде мешков с золотом

Жизнь Евдокии Московской соединила в себе подвиг гражданского служения своему народу и праведность в семейной жизни. В миниатюрах Лицевого свода её изображают с царской короной на голове как знак духовной власти и мудрости. Вспоминая заслуги её мужа Дмитрия Донского и сына Василия I, не следует забывать, что рядом с ними всегда была верная жена и заботливая мать. Жизненный путь Евдокии-Евфросинии — это образ любви и самопожертвования на все времена.

Наталья ДОРОЖКИНА,
лауреат конкурса «Я иду на урок истории»

Жития русских святых. 1000 лет русской святости. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Том V. М. 1993.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М. 1996.

Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. М. 1989.

Тончу Е. Россия — женская судьба. Век X-XIX. С-Пб. 2004.

§ 40. Наследование в боковой линии. — В каких случаях женщина пользуется правом представления. — Наследование в родовом имении сообразно происхождению имения. — Наследование в благоприобретенном имении. — Предпочтение полнородных неполнородным (ст. 1133–1140)

Когда после умершего не осталось детей и их потомков, т. е. когда нет никого в нисходящей линии, наследство переходит в боковые линии.

Наследство открывается после Петра, бездетного. Родных братьев у него нет, нет, следовательно, родственников, которые происходили бы от одного с ним родителя, — в первой боковой линии, стало быть, открываются права дальнейшей, второй боковой линии, в линии деда его по отцу, Федора. В этой линии могут быть дядья его, тетки, братья двоюродные, племянники двоюродные и пр. Если бы жил дядя его, Алексей, да другой дядя, Иван, то оба они прямо получили бы все наследство, состоя в ближайшей степени родства, к умершему вотчиннику во 2-й боковой линии тогда никакого поколенного дележа не было бы, а был бы между Иваном и Алексеем только чистый поголовный дележ наследства поровну, так как Иван и Алексей никого не представляли бы, а наследовали бы прямо в силу своего права: отец их, Федор, сам не мог бы наследовать после внука, следовательно, о праве представления его личности здесь и речи быть не могло бы, а Иван и Алексей наследовали бы после Петра просто по кровной связи с ним, как дядья его, без всякого представления. Но ни Алексея, ни Ивана нет в живых, а осталось потомство одного Алексея, и оно вступает в права его. Но при этом ни сестра его Анна, тетка умершему вотчиннику, — когда бы была в живых, — ни потомство ее не могут иметь никакого участия в наследстве по силе 1135 ст.

В каком же порядке наследство Петра разделится между потомством дяди его Алексея? У Алексея было три сына: Кондратий, Александр и Николай. Если бы все трое были в живых при открытии наследства после Петра, то все они поровну разделили бы оное между собою безо всякого участия своих потомков, так как ближайшая степень загораживает дорогу всем степеням дальнейшим. Они получили бы наследство по праву представления, но разделили бы между собою поголовно, состоя в одинаковой степени родства относительно представляемого лица — Алексея и относительно умершего вотчинника Петра.

Но из них жив один только Александр, а Кондратий и Николай умерли, оставив по себе потомство. С этим-то потомством (но никак не с сыном своим Карпом, которому загораживает дорогу) Александр и должен вступить в состязание и в дележ.

Дележ этот будет вообще поколенный, а в частностях — и поголовный.


Поколенный, потому что живые лица, претендующие на наследство, состоят все в различной степени родства с умершим вотчинником, но, представляя своих родителей и дедов, входят в их степень и только на одной из высших степеней сводятся к единству того лица, которое и без представления, непосредственно могло бы наследовать умершему. Так, здесь права всех претендентов сводятся к праву Петрова дяди Алексея. В частностях придется раздроблять наследственные доли поголовно, когда в дальнейших степенях сыновья будут делить между собою поровну доли своего родителя, которого представляют.

Итак, Александру достанется треть наследства, другая треть потомству Кондратия и третья треть потомству Николая. У Кондратия два сына — Матвей и Антон да дочь Ольга ее, при живых братьях или при их потомстве, все равно что нет: ей ничего не достанется (1135 ст.). Матвей разделит долю отца своего Кондратия с потомством брата своего Антона, прежде умершего. Дележ опять поколенный. Матвей получит половину Кондратьевой доли, а другую половину разделят между собою уже поголовно, пополам, сыновья Антоновы, Фрол с Константином.

Последнюю треть Петрова наследства получит потомство Николая. У него была дочь Марья. Так как при ней нет ни живых братьев, ни их потомства, то она могла бы представлять отца своего Николая, а так как ее нет, то ее представляют и получают третью долю Петрова наследства две ее дочери — Софья да Вера, хотя они по отце своем носят чужую фамилию, а не Петрову. Зато по матери они принадлежат к роду Петра и, не имея при себе братьев и их потомства, могут представлять мать свою. Долю матери своей, долю деда своего Николая делят они между собою поголовно.

По вопросу о праве женщин при мужчинах наследовать в боковых линиях продолжаются еще пререкания, хотя этот вопрос, кажется, несомнительно разрешается 1135 статьей Гражд. Законов (см. полемику по сему вопросу в Журн. Мин. Юстиции 1865 г. N 12 и 1866 г. т. I, с. 267 и т. II, с. 47 и 53, и аргументацию в решении моск. окружн. суда по делу Щербинина. Юридич. Вестн. 1869 г. N 2. 1872 г. N 4. Есть и судебные решения, допускавшие племянниц при племянниках к участию в наследстве, по праву будто бы представления. Напр. реш. 7 Д. Сен. 29 апр. 1870 г. по д. Согбатовых. Но Касс. реш. 1872 г. N 505 признало, что сестры при братьях не наследуют в боковых линиях по праву представления). Возражают, что 1135 ст. имеет в виду не сестер наследника, а сестер умершего вотчинника — толкование очевидно неосновательное. Статья, по буквальному своему смыслу, имеет в виду определить, кто при ком, т. е. в состязании с кем, не наследник, и притом вообще в боковой линии, а не только в первой боковой линии. Правило 1135 ст. согласуется вполне и с общим постановлением 1126 статьи, что женщины пользуются правом представления тогда, когда они, за недостатком мужчин, призываются к наследству согласуется и с историческим ходом нашего законодательства, которое никогда не признавало за женщиною самостоятельного права на наследство при мужчине. (См. что сказано выше о наследственном праве внучки).

Раздел наследственного имения в боковых линиях затрудняется и усложняется следующим правилом. Всякое недвижимое имение у своего владельца принадлежит к одному из двух разрядов: либо оно родовое у него, либо благоприобретенное. На случай бездетной смерти владельца, когда наследство должно идти в боковую линию, непременно следует принимать в соображение свойство каждого отдельного имения: родовое ли оно было у умершего вотчинника или благоприобретенное.

Возьмем сначала первый случай: имение было родовое. Родовое имение непременно имеет свою историю. Оно досталось умершему вотчиннику по наследству или по акту, только из его же рода. В том или другом случае родичи его, владевшие до него этим имением, принадлежали или к роду отца его, или к роду его матери, или имение непосредственно дошло к нему от отца либо от матери. Спрашивается: если оказываются претенденты к наследству такого вотчинника в обоих родах: в роде отца и в роде матери, на каком основании распределять между ними имение? Закон отвечает: в боковых линиях имения родовые переходят — отцовское всегда в род отца, материнское в род матери. Необходимо знать, откуда шло родовое имение и через какие роды проходило. Родовое имение отцовское — есть то, которое наследовано от отца материнское — от матери. Всякое отдельное имение, если переходило несколько поколений по наследству, имеет свою наследственную историю, которую можно проследить по родам, из коих оно досталось последнему владельцу. Например: Иван Иванов умирает, оставляя два имения: Коптево и Федоровское. Коптево дошло ему от отца Иванова, отцу от матери его из рода Алексеевых, а ей от дяди по матери Васильева. Федоровское дошло к нему от тетки родной по матери из рода Афанасьевых, а ей досталось от брата двоюродного из рода Петровых. Таким образом, Коптево, прежде чем дошло до Ивана Иванова, было в двух родах — Алексеева и Васильева и Федоровское в двух родах — у Афанасьева и Петрова.

Уложение и последующие указы, на коих основана 1138 ст. служат подтверждением того основного правила, что имения бездетного вотчинника должны идти в тот род, чьи они старинные были. В указе 1 апреля 1763 года, между прочим, сказано: "вотчины, данные дочерним детям и внучатам, коих не стало бездетных, родственникам тех дочерних детей и внучат не давать, а быть им по Уложению и отдавать в род того рода, чьи те вотчины были старинные, родовые и выслуженные следовательно, такие вотчины, данные из чужих родов не только дочерним детям и внучатам, но если бы и далее по нисходящей линии обращались наследственною линией, по пресечении той линии, как они не того рода, и что кроме собственных потомков того колена, от которого они или другой никто наследовать не может, по тому указу непременно подлежат к возврату в тот род, чьи они были". При точном действии сего правила материнское родовое имение уже не может идти в род отца, и если в роде матери нет наследников, становится выморочным.

Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные.

Когда нет наследников по крови, наследство предоставляется по особливому праву, именуемому вело, сторонним лицам, именно: во-1-х, бывшему хозяину после отпущенного на волю раба, во-2-х, по наследственному дружескому условию, если оно было, и в-3-х, идет в пользу имама (у шиитов, а у суннитов - в общественную казну).

Раздел наследства у мусульман сопряжен с немаловажными затруднениями и отличается крайней сложностью расчетов для сводки и уравнения разноколичественных долей, причитающихся лицам, имеющим различное право. Посему раздел считается самым трудным и искусным делом мусульманской юридической казуистики.

По закону Ислама, всякое личное обязательство прекращается со смертью должника, т.е. ни на какое иное лицо не переходит. Этим объясняется вышеуказанное отсутствие идеи о представительстве умершего его наследником и соответственная необходимость очистить долги умершего изо всего имущества, какое после него осталось. Все долги умершего уплачиваются до раздела наследства, и что останется, то идет в раздел. Эта ликвидация, равно как и последующий раздел, поручаются казию, на обязанности коего лежит прежде всего уплатить издержки на лечение и погребение и долги умершего, затем исполнить его завещание, если есть, и разделить имение. Вызов наследников и давность для приобретения наследства неизвестны в мусульманском законе. Для расценки наследства и для технического распределения долей могут быть избираемы казием особливые эксперты, известные под именем касимов.

Глава вторая. Порядок наследования по русскому закону

§ 37. Исторический очерк русского наследственного права. – Первые начала наследования по договорам с греками, по Русской Правде и судебникам. – Влияние родового начала и политической борьбы с боярством на постановления о наследстве. – Отличия в наследовании между поместьями и вотчинами. – Образование вдовьей и дочерней части. – Право женщин-родственниц при мужчинах. – Недоумения о праве представления. – Соединение поместий с вотчинами и указ о единонаследии. – Отмена его. – Причины затруднений и недоумений по вопросам о наследовании до издания Свода Законов. – Бытовые и хозяйственные объяснения нашего закона. – Скудость определений русского закона о наследовании

Первые начала наследования выводят обыкновенно из договоров русских с греками, сопоставляя их с постановлениями краткой Русской Правды о кровной мести и предполагая, что она производилась родственниками в том же порядке, в каком они наследовали. Из этих выводов следовало бы, что родственники призывались к наследству в таком порядке: брат если его не было - сын если и его не было - отец далее - племянник от брата, племянник от сестры. В этом означении иные (Неволин) видят постепенность призвания другие (Кавелин) ее не находят. На основании указанных соображений заключают, что боковые родственники, кроме братьев, не призывались к наследству в предпочтении брата сыну видят действие родного начала, указывают на исключение женщин и право жены на получение некоторой части (жена убившего да имать толицем же прибудет по закону). Выводы эти нельзя признать точными, ибо они основаны на гадательных соображениях. Из договоров с греками следует бесспорно только то, что на Руси имение умершего поступало в семью, к милым ближникам, и что находившемуся на чужой стороне естественно было на случай смерти творить обряжение о своем имении (см. у Никольского и Цитовича).

На основании пространной Русской Правды обыкновенно отличают общий порядок наследства от особенного, для смердов, бояр и княжих мужей - членов дружины. Общий порядок: после отца, если умер без ряда, не урядив имения, наследуют дети при этом дается часть по душе умершего и часть вдове, если муж ничего ей не назначил. Из детей - незамужние дочери ничего не получают при братьях, но братья выдают их замуж, наделяя како си могут. Дети от рабы не наследуют, равно и мать их. После матери-вдовы в ее участке наследует тот из детей, у кого она жила в доме и кто кормил ее. Сводные дети наследуют после родителей своих, но после отчима или мачехи не наследуют. Особенный порядок: в имении смерда наследуют одни дети мужского пола, а если их нет, то князь но предполагается, что в таком случае он незамужним дочерям дает часть на приданое. После бояр и дружинников, если нет сыновей, наследуют и дочери. О наследстве боковых родственников вовсе не упоминается. Поэтому Неволин думает, что в отсутствии детей имение шло князю. Он видит в этом признак, что родовое начало было потрясено в период междоусобий от смерти Ярослава до нашествия монголов. Если станем смотреть на наследство с точки зрения княжеского права и зависимого владения (ср. 1 часть сей книги, § 16), то можно думать, что в отношении к князю владельцем имения, принадлежавшего дружиннику, мог считаться только представитель семьи, а не рода. Правило о смердах, т.е. податном и преимущественно земледельческом сословии, должно было относиться к движимости, ибо поземельной собственности у них, по-видимому, не было[56] .

Кроме Русской Правды есть еще известие о порядке наследования в Псковской Судной Грамоте (XV столетии). По ней умершему наследовали: отец, мать, сын, брат, сестра, другие ближние родственники (кто ближнего племени): стало быть, и боковые допускались к наследованию. Сын лишался наследства, если отца и матери не скормит до смерти, а пойдет из дому. Супруги друг после друга наследовали только пожизненно, в кормление, пока не вступали в следующий брак (т.е. пока не будет основано новое хозяйство).

Наконец, Судебники обоих Иванов постановляют, что после умершего без духовной наследует сын, когда нет его - дочь, а если нет и дочери, то ближний из его рода (статок весь и земли взяти).

Из этих сведений видно: 1. Женщины вообще не наследовали или наследовали в отсутствии мужчин но давалась им часть на случай замужества. 2. До судебников родовое начало успело прийти в упадок, а семейное усиливается (см. критику этого мнения у Цитовича, стр. 142). Нигде не говорится о наследовании внуков о праве представления нет и помину внуков, по-видимому, исключают братья умершего. 3. В призвании родителей к наследству после детей, супругов друг после друга до нового брака или до смерти (Псков), некоторые (Кавелин) видят признак того, что здесь было в обычае членам семьи не делиться, но жить вместе, и наследство удерживалось за старшим по сему в постановлениях Русской Правды видят следы южнорусского, киевского, малороссийского обычая - делиться после каждого замужества. Это различие связывают исторически с нынешним различием великорусского и малорусского крестьянского быта. У первых личность поглощается семьей, домом и даже общиной. Дом составляет одно целое, в котором общая казна в ведении старшего или того, кто признан способнее вести хозяйство. Что члены заработают, то должны вносить в общую кассу. Здесь понятие о наследовании уступает понятию о разделе дома. Но пока нет раздела, нет и наследства после умершего.

Это-то специальное наследственное право для служилых классов, по мере распространения на все классы личного поземельного владения, мало-помалу обобщается, получает значение общего, земского права.

В образовании у нас наследственного права замечаем следующие главные черты.

1. Стремление удерживать в роде принадлежащие к нему недвижимые имущества. Это стремление оказывается сначала в высших классах, у потомков владетельных князей, знатных и вельмож.

2. Борьба московских государей с потомками удельных князей и с боярством вызывает некоторые постановления, определяемые не семейным началом, а временными, случайными политическими целями и стремлениями государства.

3. За исключением немногих потомков удельных князей, удержавших свои земли на вотчинном праве, служилые классы получили свои имения большей частью от Московских государей в виде поместий для службы или в виде милости и жалованья за службу. Вследствие того владение не имело свойств определительного и безусловного права, не имело всех признаков права полной собственности и подлежало ограничениям в распоряжении. Притом, по служебному характеру владения, мужчины должны были получить решительный перевес над женщинами: последние получали только долю на прожиток и на приданое, а наследовали, когда не было мужчин.

Порядок наследования образовался неодинаковый в поместьях и вотчинах. Вотчины были родовые, принадлежавшие членам одного рода и по смерти владельцев переходившие к членам того же рода купленные у частных лиц выслуженные, пожалованные в частное владение по царской милости купленные из поместий и казенных порожних земель в вотчину.

Оставляя в стороне постановления Иоанна IV относительно княжеских и боярских вотчин, как имевшие характер исключительно политический и изданные под влиянием борьбы с боярством, переходим прямо к XVII столетию, когда борьба успокоилась и стали выясняться начала, определившие порядок наследования в вотчинах и поместьях.

У умершего служилого человека, не имевшего вотчин, а только поместья, могли оставаться еще малолетние, не приспевшие в службу сыновья, жена, дочери, мать и другие родственницы, жившие на его попечении. Надо было обеспечить их существование. Так появилось правило (1611 г.): вдове с малолетними детьми, даже дочерьми, давать поместье умершего на прожиток. Но сыновья, достигнув возраста и службы, получали свои поместные оклады из этого поместья. На такой случай появляется правило - бездетной жене и дочери назначать из поместья умершего часть на прожиток до замужества, пострижения в монастырь или смерти. Эта часть, вначале неопределенная, определилась постепенно (1/2 XVII сто-летия): вдовам побитых на службе - 20 четвертей со ста вдовам умерших в походе - 15/100 четвертей вдовам умерших вообще на службе - 10/100 четвертей а дочерям - в половину против вдов. Из этого образовалась потом средняя доля жены в недвижимом имуществе - 1/7, средняя доля дочери - 1/14 (из животов 1/8 и 1/4 части, по правилу греко-римского закона). Этим путем установилось наследственное право жены и дочери сначала получали прожиточное поместье бездетные жены, потом вдовы и при детях. С установлением же дочерней части устранялась и прямая обязанность родственников кормить родственниц и давать им приданое в тех случаях, в коих они получали часть свою по закону. Семейное начало все более и более вкрадывалось в поместное владение. Кончилось тем, что в 1684 году все поместья отца велено отдавать нисходящим - сыновьям, внукам, правнукам, без различия, совершеннолетни они или нет, поверстаны или нет в службу. На деле поместья уже уравнялись с вотчинами.

2. Наследство в вотчинах. В начале XVII столетия видим, что наследниками вотчин считались дети умершего, да жене давалась часть. Однако закон не решался еще объявить боковых родственников прямыми наследниками после бездетного владельца. Но в течение XVII столетия этот взгляд мало-помалу изменился. Право наследования признано за боковыми родственниками без посредства выкупа у церкви. Утвердилось в наследстве и имуществе родовое начало в новом своем виде, с преимуществом нисходящих пред боковыми, с правом боковых на наследство, с правом личной собственности для владельца, с правом продажи, присвоенным лицу владельца родового имения, с правом выкупа для родственников. Относительно наследства в боковой линии выработалось правило: ближайшая линия исключает дальнейшую (беспредельное право боковых было ограничено, и то на время, только указом 1712 г. о единонаследии, - по женскому колену до внучатых).

Затруднения касались вопроса о наследстве женщин. Вопрос о мере и степени наследственного права их состоял в связи с понятием о том, что женщина принадлежит чужому роду. Покуда такое мнение не утвердилось окончательно, жены могли почитаться наследницами после мужей. Еще в XVII веке бездетная жена наследовала после мужа не только в выслуженных, купленных из поместья, но даже в родовых вотчинах. Но потом право это было ограничено, когда выяснилось в законе преимущество родового и фамильного начала: жене, как не принадлежащей к роду, стали давать выслуженные и купленные из казны имения только в прожиток после мужа, в кормление, а не в собственность а затем, по вступлении жены в новый брак, по пострижении или по смерти, эти имения возвращались в род мужа. Вотчины еще долго были наследуемы женами в исключительную собственность, но, наконец, и в отношении к ним признано, что по смерти жены они возвращаются детям умершего с их потомством, а если детей нет, то идут назад в род мужа, а не в род жены. По окончательном соединении поместий с вотчинами, окончательно определилось право жены в самом простом виде на наследство в недвижимом имении, по размеру поместного права, т.е. 1/7 и 1/4 части (1731 г.).

Относительно права женщин-родственниц в судебнике признано было, что дочери наследуют, когда нет при них братьев. Это коренное правило оставалось постоянно в силе, но когда в XVI столетии ограничено было указами право наследования рода в вотчинах, дочери и вообще женщины-родственницы устранены от наследства в старинных княжеских вотчинах на преемника возлагалась только обязанность устроить женщин приданым. О праве их на наследство в вотчинах родовых и выслуженных указы Ивана IV умалчивают, но при царе Михаиле приказано, что вотчины сего рода могут оставаться за женщинами по духовным и данным, следовательно, по актам воли умершего, а не по законному наследству однако вскоре после того, в 1628 году, признано, что дочери имеют право на получение таких вотчин тогда только, когда нет при них братьев сверх того, признано (повторенное и в Уложении) правило, что дети, сыновья и дочери дочерни после деда наследуют с его сыновьями и дочерьми и своими дядьями и тетками. В то же время установилось правило об указной части из поместий, исключительно в пользу дочери относительно же вотчин правило: сестра при братьях не вотчинница, разъяснено в 1677 году в строгом смысле как для нисходящей, так и для боковой линии, так что лишь за отсутствием мужского потомства от братьев сестры наследуют со своим женским потомством.

[56] Надлежит заметить, что и мнение о различии особых порядков наследования, по пространной Русской Правде, не установилось еще в науке окончательно (ср. у Никольского и Цитовича).

Школьная шпора

Помогите пожалуйста составить предложение со словом бантик.


Загрузка.

Вариант 1:
Мама подарила мне красивый бантик.

Вариант 2:
На день рождения мне подарили бантик.

Алгебра: Отец раздавал своим пятерым сыновьям наследство в виде мешков с золотом.первому сыну досталось 30% всех мешков,второму 12 мешков,третьему -в два раза
меньше ,чем первому,четвертому-в два раза меньше чем второму,а последнему досталось 4 мешка!сколько мешков с золотом оставил в наследство своим сыновьям отец!?
Вариант 1:
12:2=6-4 сын
12+6+4=22-2 4 5 сыну
30:2=15%-3 сын
30+15=45-1 и 3 сын
100-45=55%-2 4 5 сын
22:55 100= 40
ответ 40 мешков золота


Загрузка.

Нет комментариев

Похожие статьи:

  • Отец раздавал пятерым сыновьям наследство в виде мешков с золотом
    ЗАМЕНИТЕ СЛОВА ПОДХОДЯЩИМИ ПО СМЫСЛУ ГЛАГОЛАМИ Одержать победу,отдать приказ,принять решение,сделать попытку,допустить ошибку,приводить в смущение,проявить
  • Отец раздавал пятерым сыновьям наследство в виде мешков с золотом
    Напишите о значении в речи вводных слов.
  • Отец раздавал пятерым сыновьям наследство в виде мешков с золотом
    помогите затранскрибировать текст!rnДом был большой, старинный, и Левин, хотя жил один, но
  • Отец раздавал пятерым сыновьям наследство в виде мешков с золотом

    Источники:
    www.islam.ru, his.1september.ru, www.tinlib.ru, civil.consultant.ru, vse-zadachi-tyt.pp.ua


    02 декабря 2020 года


    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения


    Исковое заявление об отказе от отцовства образец

    Исковое заявление об отказе от отцовства образец

    Вступить в наследство после смерти отчима

    Вступить в наследство после смерти отчима

    Нужно ли платить налог при продаже машины полученной по наследству

    Нужно ли платить налог при продаже машины полученной по наследству

    Благодарственное письмо другу образец

    Благодарственное письмо другу образец

    Благодарственное письмо за проведение мероприятия образец

    Благодарственное письмо за проведение мероприятия образец

    Благодарственное письмо сотруднику полиции образец

    Благодарственное письмо сотруднику полиции образец

    Отказ от части наследства не допускается

    Отказ от части наследства не допускается

    Сколько стоит оформление наследства по закону

    Сколько стоит оформление наследства по закону

    Отказ от наследства как вернуть все обратно

    Отказ от наследства как вернуть все обратно