ЮРПОМОЩНИК

справочник юриста

Бесплатная юридическая консультация 8 (800) 333-94-83 доб. 826

Главная » Что нужно для наследования по закону

Характер передается по наследству или нет

Что могут дать гены ребенку?

Гены — это элементы в молекуле ДНК, объединенные в цепочки. Именно они отвечают за наследственность. Каждый раз, когда гены родителей при зачатии малыша смешиваются, проводится уникальный генетический эксперимент. Этот термин принадлежит Роберту Пломину, американскому специалисту в сфере генетики поведения. По его мысли зачатие в каждом случае можно описать биологической формулой, согласно которой сперматозоид и яйцеклетка несут в себе уникальные комбинации из 23 хромосом, который случайным образом объединяются в пары. В результате такого объединения появляется генотип, являющийся уникальным генетическим кодом будущего малыша.

Характер передается по наследству или нет

Факты о генах и детях

Гены начинают проявлять себя с первых мгновений жизни малыша. Так, новорожденные младенцы не случайно чаще всего оказываются похожими на пап. Это задумано природой для того, чтобы молодой отец увидел себя в малыше — благодаря этому инстинкт отцовства формируется быстрее.

Интересны и некоторые закономерности наследования. Так, темный цвет глаз определяется доминантным, более сильным геном. Соответственно, с большей вероятностью малыш унаследует от родителей именно более темный цвет глаз. По тому же принципу наследуются вьющиеся волосы — они даются доминантным геном.

Считается, что на наследуемость черт влияет пол ребенка. Так, первенцы-мальчики больше похожи на мам, а девочки — на пап. При этом интеллект, как правило, наследуется ребенком от мамы, потому что ген, отвечающий за него, расположен в X-хромосомах. У женщин их две, а у мужчин — только одна. В то же время здесь сохраняет свое действие принцип перекрестного наследования — если у гениального отца рождается девочка, она, скорее всего, унаследует его интеллект. У мальчиков шансы на такое наследование гораздо ниже. По этой причине, если вы ищете биологического отца для рождения ребенка, совсем не лишним будет обратить внимание на уровень интелекта кандидата в доноры для зачатия .

Впрочем, могут наследоваться и рецессивные, слабые гены. К ним, например, относится ген, дающие ребенку светлые волосы. Если мама малыша брюнетка, а папа — блондин, кроха может родиться со светлыми волосами, но только при условии, что у мамы в роду были блондины.

На генетическом уровне кодируется и предрасположенность к вредным привычкам.

Так, зависимость от алкоголя определяется геном, который отвечает за синтез расщепляющего спирт фермента. Если у родителей, склонных к употреблению алкоголя, ген мутировал, ребенок может унаследовать аналогичную предрасположенность.

Передается ли по наследству характер?

Пока наука не смогла точно доказать тот факт, что характер может передаваться по наследству. Тем не менее, несколько лет назад был открыт ген «агрессивности», который подтверждает эту теорию. Разумеется, многое можно списать на среду, в которой растет ребенок, а также на воспитание. Наконец, малыш может просто копировать поведение родителей, однако полностью исключать влияние генотипа нельзя. Так, уже точно установлено, что именно гены на 34% определяют то, будет ли ребенок склонен к грубому или, напротив, корректному, вежливому поведению. Выбор профессии определяется на 40%. Лидерские качества тоже во многом являются наследуемыми.

А если ни в отца, ни в мать?

Часто бывает так, что малыш вообще не похож ни на маму, ни на папу. В этом случае вполне вероятно, что он повторяет генотип кого-то из дальних родственников. Вполне может быть, что причина непохожести в том, что сами родители сильно поменялись, повзрослев. Стоит пересмотреть детские фотографии мамы и папы — не исключено, что ребенок похож на своих родителей в то время, когда они сами были малышами. Наконец, стоит понимать, что внешность малыша меняется со временем. Часто фамильные черты начинают проявляться только через несколько лет после рождения.

На самом деле гены проявляют себя практически всегда, причем порой это бывает совершенно неожиданно. Так, в 1993-м году Дин Хеймер открыл «ген гомосексуализма», а в 2004-м он же написал работу о «гене веры в Бога». Наследуется, к примеру, и предпринимательская жилка. Так, у близнецов обычно повторяются свойственные одному из них черты. В Великобритании изучили 609 пар близнецов, и выяснилось, что если у одного из них есть способности к ведению бизнеса, то такие же способности присутствуют и у другого. Ученые уже вплотную подошли к выделению гена гениальности и практике его внедрения в генотип. Споры в этом направлении сейчас ведутся уже не о практической части, а о нравственном аспекте вопроса.

Теория о телегонии

В XIX-м веке была очень распространена теория о телегонии. Согласно ей внешность малыша определялась генами не биологического отца, а первого партнера матери. Эта теория появилась после того, как один заводчик лошадей решил скрестить кобылу и зебру. Эксперимент прошел неудачно, однако родившиеся позже от обычного коня жеребята имели характерные полоски. Тем не менее, других подтверждений эта теория не получила, и сегодня ее считают несостоятельной.

Что определяют наши гены. Генетика человека

Фильм "Обыкновенное чудо"

Я страшный человек - коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное, не я в этом виноват! Предки виноваты - вели себя как свиньи последние, а я теперь расхлебывай их прошлое. А сам я по натуре добряк и умница.
скачать видео

Фантазировать о своих возможностях, не зная ограничений – безответственно. Увлекаться психологией, забывая про физиологию и генетику – неверно. Высшее растет через низшее, и азы генетики должен знать любой психолог. Неправда, что новорожденный – это только тельце с набором генов: новорожденный – это уже член общества, это чей-то ребенок, его уже любит его мама и готов воспитывать его отец. Никто пока не знает, есть ли с рождения у ребенка хотя бы зачатки разума, воли и духа, но уверенно можно сказать одно: у ребенка с рождения есть его гены, которые определяют его жизнь и развитие. Генетика человека – это врожденные особенности человека, передаваемые через гены.

Гены – это участки ДНК, несущие информацию о наследственности. Врожденные особенности человека, передаваемые через гены - генетика человека. Генотип – это набор генов организма, фенотип – это внешние проявления этих генов, набор признаков организма. Фенотип – это все то, что можно увидеть, посчитать, измерить, описать, просто глядя на человека (голубые глаза, светлые волосы, низкий рост, темперамент – холерик и так далее).

У мужчин более изменчив генотип, у женщин - фенотип.

По мнению некоторых генетиков, гены передают программы в большей степени не следующему поколению, а через поколение, то есть ваши гены будут не у ваших детей, а у ваших внуков. А у ваших детей - гены ваших родителей.

Что определяют наши гены? Гены определяют наши физические и психические особенности, гены задают, что мы, как люди, не можем летать и дышать под водой, но можем обучаться человеческой речи и письму. Мальчики легче ориентируются в предметном мире, девочки - в мире отношений. Кто-то родился с абсолютным музыкальным слухом, кто-то - с абсолютной памятью, а кто-то с самыми средними способностями.

Способности ребенка зависят и от возраста родителей. Гениальные дети чаще всего рождаются в паре, где матери 27 лет, отцу 38. Однако самые здоровые дети появляются у более молодых родителей, когда матери от 18 до 27. Ваш выбор? Гены определяют многие наши черты характера и склонности. У мальчиков - это склонность заниматься машинками, а не куклами. Гены влияют на наши индивидуальные предрасположенности, в том числе к болезням, к асоциальному поведению, к таланту, к физической или интеллектуальной деятельности и т.д. Можно ли утверждать, что у всех людей с детства есть природная склонность к добру, что человек по природе своей – добр? Это один из центральных вопросов, по которому не утихают споры среди психологов.

При этом важно всегда помнить: склонность подталкивает человека, но не определяет его поведения. За склонность отвечают гены, за поведение - человек. Да и склонностями своими можно работать: какие-то развивать, делать любимыми, а какие-то оставлять вне своего внимания, гасить их, забывать.

Гены определяют время, когда какой-то наш талант или склонность проявится или нет.

Гены определяют время, когда какой-то наш талант может проявиться. Попал в удачное время, когда гены готовы - сделал чудо. Промахнулся по времени - пролетаешь мимо. Сегодня восприимчивость ребенка к развивающим процессам высокая – он «белый лист», «впитывает только хорошее» и «очень талантлив», а спустя год: «ничего не понимает», «что в лоб, что по лбу» и «яблочко от яблони недалеко падает» (с грустью).

Гены определяют, когда у нас просыпается половое влечение, и когда оно засыпает. Гены влияют и на счастье, и на черты характера.

Проанализировав данные по более чем 900 парам близнецов, психологи Эдинбургского университета обнаружили доказательства существования генов, определяющих черты характера, склонность к счастью, способность легче переносить стресс.

Агрессивность и доброжелательность. гениальность и слабоумие. аутизм или экстраверсия - передаются детям от родителей как задатки. Все это изменяемо воспитанием, но в разной степени, поскольку и задатки бывают разной силы. Обучаем ребенок или нет, это также связано с его генетикой. И тут же заметим: здоровые дети вполне обучаемы. Человеческая генетика делает человека исключительно обучаемым существом!

Гены - носители наших возможностей, в том числе возможностей к изменению и совершенствованию. Интересно, что у мужчин и женщин в этом отношении разные возможности. Мужчины чаще, чем женщины, рождаются с теми или иными отклонениями: среди мужчин больше тех, кто будет очень высоким и очень низким, очень умным и наоборот, талантливым и идиотом. Похоже, что на мужчинах природа - экспериментирует. При этом, если уж мужчина таким родился, ему изменить это в течение жизни очень сложно. Мужчина привязан к своему генотипу, его фенотип (внешнее проявление генотипа) - меняется слабо.

Родился длинным - длинным и останешься. Коротышка может с помощью спорта подняться на 1-2 сантиметра, но не более.

У женщин ситуация другая. Женщины рождаются более в среднем одинаковыми, среди них биологических, генетических отклонений меньше. Чаще среднего роста, среднего интеллекта, средней порядочности, идиоток и отстоя среди женщин меньше, чем среди мужчин.


Но и выдающихся в интеллектуальном или нравственном отношении - аналогично. Похоже, что эволюция, проводя на мужчинах эксперименты, на женщинах решает не рисковать и вкладывает в женщин все самое надежное. При этом индивидуальная (фенотипическая) изменчивость у женщин выше: если девочка родилась маленькой относительно других, она сумеет вытянуться на 2-5 см (больше, чем может парень). Женщины имеют большую свободу от своего генотипа, имеют большую возможность, чем мужчины, изменять себя.

Гены дарят нам наши возможности, и гены же наши возможности ограничивают.

Из пшеничного зерна вырастает гордый пшеничный колос, а из саженца яблони - красивая ветвистая яблоня. Нашу суть, наши склонности и возможность реализовать себя дают нам наши гены. С другой стороны, из пшеничного зерна вырастет только колос пшеницы, из саженца яблони вырастает только яблоня, а сколько лягушке ни надуваться, в быка она не раздуется. У нее даже лопнуть от натуги сил не хватит.

Человек - часть природы, и все вышесказанное справедливо и для него. Гены предопределяют границы наших возможностей, в том числе наши возможности менять себя, стремиться к росту и развитию. Если вам с генами повезло, вы сумели воспринять влияния ваших родителей и педагогов, выросли развитым, порядочным и талантливым человеком. Спасибо родителям! Если вам с генами повезло меньше, и вы (вдруг!) родились дауном, то в самом хорошем окружении из вас вырастет только воспитанный даун. В этом смысле наши гены - это наша судьба, и свои гены, свои возможности расти и меняться - мы напрямую изменить не можем.

Много ли в нас генетически заложенного - вопрос очень спорный (взаимодействие наследственности и среды изучает психогенетика ). Скорее правда, что чем более человек удаляется от животного мира, тем меньше в нем врожденного и больше приобретенного. Пока нужно признать, что в большинстве из нас врожденного очень много. В среднем, по мнению генетиков, гены определяют поведение человека на 40%.

Если вы любите своего ребенка и учитесь быть хорошим родителем и воспитателем, гарантированы ли вам успехи? Нет. Каким бы талантливым педагогом вы ни были, у вас может родиться «кислый» или трудный ребенок, с которым реально мало что можно сделать. Если вы сделаете лучшее из возможного, то сможете уменьшить неприятности людям от этого ребенка, но успеете ли вы из него вырастить достойного человека за два десятка лет его воспитания? Так получается не всегда. Человек появляется на свет со своим характером, и он бывает очень разным. Некоторые дети рождаются сразу «домашними» — характер легкий, податливый, со взрослыми дружат и их слушают. У других характер самого начала трудный: им тяжело самим, тяжело с ними.

Что это значит? Только то, что стоит приглядываться к тому или той, с кем вы собираетесь создавать семью. Обращать внимание на родственников, учитывая не только то, что с ними придется встречаться, а и то, что тот или иной характер может оказаться и у вашего ребенка. Хороших вам родственников!

Генетика бывает хорошей или плохой, и это зависит в том числе от нашего образа жизни. В благоприятных условиях и хорошем воспитательном процессе, возможная негативная предрасположенность может не реализоваться, или скорректироваться, "прикрыться" влиянием соседних разбуженных генов, а позитивная предрасположенность, иногда скрытая - проявиться. Иногда человек (ребёнок) просто не знает своих возможностей, и категорично "ставить крест", говорить, что "из этого гадкого утёнка лебедя не вырастет" - опасно.

Другая опасность, другой риск - тратить время и силы на человека, из которого путного все-таки ничего выйти не может. Говорят, что каждый может стать гением, и теоретически это так. Однако практически одному для этого достаточно тридцать лет, а другому нужно лет триста, и вкладываться в таких проблемных людей - нерентабельно. Спортивные тренеры утверждают. что именно врожденный талант, а не методика тренировок, - самый важный фактор формирования будущего чемпиона. То, что человеку дается от природы - база, на которой можно строить все остальное.

Если девушка родилась шатенкой с зелеными глазами и "предрасположенностью" к полноте, то можно, конечно, покрасить волосы и надеть цветные линзы: девушка все равно останется зеленоглазой шатенкой. А вот воплотится ли ее "предрасположенность" в пятьдесятбольшие размеры, носимые всеми ее родственницами, во многом зависит от нее самой. И уж тем более от нее самой зависит, будет ли она к сорока годам, сидя в этом пятьдесятбольшом размере, ругать государство и не сложившуюся жизнь (как это делают все её же родственницы) или найдет себе много других интересных занятий.

Может ли человек менять, когда-то преодолевать, а когда-то улучшить свою генетику? Ответ на этот вопрос не может быть общим, поскольку и это задано индивидуально генетически. В целом правильно говорить, что развитие ребенка определяют склонности плюс воспитание. Однако у одного ребенка с рождения 90% определяется его склонностями и только 10% можно добавить воспитанием (неподатливый ребенок), у другого, податливого - он почти как чистый лист, 10% склонностей и на 90% что вложите воспитанием, то и будет. И то, и другое соотношение - врожденная характеристика ребенка.

Какое соотношение у вас или у вашего ребенка? Понять это можно только опытным путем, начав с ребенком (или с собой) заниматься. Начинайте! Гены задают возможности, от нас зависит, насколько мы эти возможности реализуем. Если у вас хорошая генетика, вы можете сделать ее еще лучшей и передать своим детям как самый дорогой подарок. Наша ДНК запоминает. какое у нас было детство, есть наблюдения, что генетически передаются привычки, навыки, склонности и даже манеры. Если вы выработали у себя воспитанность, красивые манеры, поставили хороший голос, приучили себя к распорядку дня и ответственности, то есть неплохая вероятность, что рано или поздно это войдет в генотип вашей фамилии.

Гены определяют наши задатки, наши возможности и склонности, но не нашу судьбу. Гены определяют стартовую площадку для деятельности - у кого-то она лучше, у кого-то труднее. Но что будет на базе этой площадки сделано - это уже забота не генов, а людей: самого человека и тех, кто с ним рядом.

Думая о генетике, важно помнить, что человек живет и строит себя не в одиночестве. Если полагаться только на собственную генетику, можно остаться дикарем. Нас окружает культура, создававшаяся многими поколениями много сотен лет, вобравшая лучшее из генетики каждого. Нас учат, и мы можем учиться. То, что трудно в себе развить самостоятельно, может помочь развить учитель или тренер: возможно, у него именно к этому генетически заданный потрясающий талант. Люди могут помогать друг другу. Что один не сделает, сделаем вместе!

Генетику можно улучшать - пусть не всегда в своей индивидуальной судьбе, то, определенно, в судьбе своего рода. Удачной вам генетики!

Характер передается по наследству или нет

Корни личности: как гены влияют на характер, интеллект и душевное здоровье

Психогенетика описывает то, как факторы наследственности сказываются на работе психики животных и людей. Какие психические заболевания имеют генетическую природу, а какие — нет? Могут ли гены предопределять характер? Бывает ли склонность к преступным действиям наследственной? На все эти вопросы отвечает психогенетика. T&P рассказывают о том, чем занимаются ученые в рамках этой научной области.

В англоязычной литературе для определения психогенетики используется термин «behavioural genetics» — «генетика поведения». Некоторые ученые говорят, что эта дисциплина лежит на стыке психологии, нейробиологии, генетики и статистики другие считают ее областью психологии, которая просто использует методы генетики для изучения природы и происхождения индивидуальных различий у людей и животных. Последнее определение, кажется, ближе к сути этого научного направления, поскольку в центре его внимания лежит устройство и работа психики, а генетическая составляющая скорее представляется фактором, который на нее влияет.

Характер передается по наследству или нет

Психогенетика пола: мальчик, которого растили как девочку

Различия в поведении у людей разного пола — один из вопросов, которыми занимается эта область. Хрестоматийным примером, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера — мальчика, которого вырастили как девочку. Дэвид (у которого был брат-близнец) родился в небогатой канадской семье и в младенческом возрасте пережил несчастный случай, в результате которого потерял пенис. Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало.

Уровень развития хирургии не позволял провести реконструкционную операцию, и родители Дэвида решились на операцию по перемене пола, надеясь вырастить своего сына как дочь. Ребенку дали новое имя — Бренда. У Бренды были игрушки, одежда и занятия для девочек, брат относился к ней как к сестре, а родители — как к дочери. Однако вскоре стало ясно, что и психологически, и внешне девочка развивается по маскулинному типу. У Бренды не складывались отношения в школе (со сверстницами ей было неинтересно, а мальчики не хотели играть с девчонкой), и в дневнике она писала, что не имеет «ничего общего с матерью». В конце концов девочка стала задумываться о самоубийстве, и тогда родители решили рассказать ей правду. Бренда предприняла три неудачные попытки суицида, после чего решила вновь стать мальчиком. Она прошла гормональную терапию и перенесла операцию по восстановлению первичных половых признаков.

Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.

Сегодня мы знаем, что гендер определяется генетически. Человека невозможно сделать мужчиной или женщиной за счет воспитания, давления или манипуляции: заложенные генетикой механизмы несопоставимо сильнее всего этого. Именно поэтому людям с диагнозом «трансгендерность» сегодня назначают операцию по перемене пола, чтобы привести биологический пол в соответствие с психологическим.

Характер передается по наследству или нет

Фенилкетонурия: атака на нейроны

Влияние генетических механизмов на работу психики может проявляться не только в фундаментальных вопросах вроде гендера. Еще один пример — фенилкетонурия, наследственное нарушение метаболизма аминокислот, в первую очередь фенилаланина. Это вещество присутствует в белках всех известных живых организмов. В норме ферменты печени должны превращать его в тирозин, который в числе прочего необходим для синтеза нейротрансмиттеров. Но при фенилкетонурии необходимых ферментов нет или не хватает, так что фенилаланин становится фенилпировиноградной кислотой, токсичной для нейронов. Это приводит к тяжелому поражению ЦНС и слабоумию.

Фенилаланин содержится в мясе, птице, морепродуктах, яйцах, в растительной пище (в меньших количествах), а также в газированных напитках, жевательной резинке и других продуктах, так что для нормального умственного развития пациентам с фенилкетонурией в детстве нужно соблюдать диету и пить лекарства, содержащие тирозин.

Фенилкетонурия — яркий пример того, как генетический сбой, на первый взгляд не связанный с функциями мозга, сказывается на его работе критическим образом. При этом в конечном итоге судьба таких пациентов в детстве зависит от внешних факторов: при правильном лечении в интеллектуальном плане они развиваются наравне со сверстниками. Если же ребенок с нарушением обмена фенилаланина не получает лекарств и не соблюдает диету, его ожидает олигофрения, а это уже необратимый диагноз.

Характер передается по наследству или нет

Конструктор патологии: как наследуется шизофрения

Сегодня ученые считают, что шизофрения, как и аутизм, передается по наследству. По данным исследований, вероятность заболеть ей составляет:

— 1%, если в семье диагноз раньше не наблюдался

— 6%, если один из родителей страдает шизофренией

— 9%, если она наблюдается у брата или сестры

— 48%, если речь идет об одном из однояйцевых близнецов.

При этом какого-то конкретного «гена шизофрении» не существует: речь идет о десятках или даже сотнях фрагментов генома, в которых наблюдаются аномалии. Мы все являемся носителями тех или иных мутаций, в том числе и связанных с шизофренией, вот только они не оказывают на нашу жизнь никакого влияния до тех пор, пока не соберутся «все вместе».

Пока ученым не удалось найти аномалии, присутствие которых приводит к шизофрении. Тем не менее несколько проблемных зон в геноме человека им все же удалось обнаружить. Самым знаменитым среди них считается 16-я хромосома: отсутствие ее участка 16p11.2 может быть одним из факторов, лежащих в основе аутизма и умственной отсталости. Удвоение 16p11.2 также, видимо, приводит к аутизму, умственной отсталости, эпилепсии и шизофрении. Есть и другие хромосомные участки (15q13.3 и 1q21.1), мутации в которых могут быть связаны с психическими заболеваниями.

Вероятность унаследовать шизофрению для ребенка падает по мере увеличения возраста его матери. А вот в случае с отцом все наоборот: чем старше папа, тем выше такая вероятность. Причина заключается в том, что с возрастом у мужчин возникает все больше мутаций половых клеток, что ведет к появлению мутаций de novo у детей, тогда как для женщин это не характерно.

Специалистам еще предстоит решить ребус, который представляет собой генетическая архитектура шизофрении. Ведь де-факто эта болезнь передается по наследству много чаще, чем показывают генетические исследования, — даже если родственники оказываются разлучены и ведут совершенно разный образ жизни. Такая же картина, впрочем, наблюдается в случае наследственного ожирения, аномально высокого или аномально низкого роста и других генетически обусловленных параметров, которые отклоняются от нормы.

Характер передается по наследству или нет

Ум от бабушки: наследственный IQ

Сегодня мы знаем, что многие параметры мозга передаются по наследству, а не становятся результатом воздействия внешней среды. Например, объем коры больших полушарий наследуется на 83%, а соотношение серой и белой материи у однояйцевых близнецов почти идентично. Уровень IQ, конечно, от величины мозга не зависит, но и он отчасти признается наследственным параметром на 50%.

К сожалению, о механизмах наследования высокого уровня IQ мы сегодня знаем не больше, чем о шизофрении. Сравнительно недавно 200 специалистов изучили фрагменты генома более чем 126 500 участников, но в результате обнаружили лишь то, что связанные с IQ кодирующие элементы находятся в 1-й, 2-й и 6-й хромосоме. Ученые уверены, что картина прояснится, когда в экспериментах будет принимать участие больше людей. Кроме того, в случае с IQ, похоже, нужна новая система вычленения нужных участков генома: искать нужно в Х-хромосоме. Исследователи давно отмечают, что мальчики страдают умственной отсталостью (IQ X-хромосомы: у мужчин она одна, тогда как у женщин их две. X-хромосома связана с более чем 150 расстройствами, в числе которых — гемофилия и мышечная дистрофия Дюшенна. Для того чтобы у девочки проявилась генетически обусловленная умственная отсталость (или гемофилия, или другая подобная патология), мутация должна произойти сразу в двух местах, тогда как в случае с мальчиком достаточно одной аномалии.

Анна Козлова

генетик, специалист лаборатории спортивной фармакологии и питания Республиканского научно-практического центра спорта (Минск)

«Существует ряд наследственных заболеваний, одним из симптомов которых является умственная отсталость: как правило, это нарушения числа или структуры хромосом. Классический пример — синдром Дауна менее известные — например, синдром Вильямса (синдром „лица эльфа«), синдром Ангельмана и так далее. Но бывают и мутации отдельных генов. Всего генов, в которых мутации могут приводить к умственной отсталости той или иной степени, по последним данным, более тысячи.

Кроме этого, есть ряд нарушений, которые имеют полигенную природу, — их еще называют мультифакториальными. Их появление и развитие обусловлено не только наследственностью, но и влиянием окружающей среды, причем если мы говорим о наследственных факторах, то это всегда результат действия не одного, а множества генов. Сегодня считается, что к таким заболеваниям относятся шизофрения, расстройства аутического спектра, расстройства депрессивного спектра (клиническая депрессия, послеродовая депрессия), биполярное аффективное расстройство (то, что раньше было известно как маниакально-депрессивный психоз), маниакальный синдром и др.

Если не говорить об очевидных хромосомных заболеваниях (скажем, синдром Дауна — трисомия 21-й хромосомы, синдром Вильямса — микроделеция участка хромосомы 7q11.23, и так далее), то существует, например, синдром ломкой Х-хромосомы, при котором происходит мутация конкретного гена в Х-хромосоме. что вызывает помимо всего прочего умственную отсталость. Вообще, с мутациями в Х-хромосоме связано довольно значительное количество таких патологий, и они неплохо изучены.

Относительно влияния наследственных факторов на IQ, насколько мне известно, пока нет точного и однозначного ответа (кроме ситуаций, когда одним из симптомов наследственного заболевания является снижение интеллекта). В целом генетически детерминируется только так называемая „норма реакции«, то есть диапазон вариативности признака, а то, как это реализуется в пределах диапазона, уже связано с условиями среды (воспитанием, тренировками, стрессом, условиями жизни). Считается, что интеллект — это как раз классический пример признака, для которого генетически детерминирован довольно широкий диапазон, а не конкретное значение IQ. Но при этом есть ряд полиморфных аллелей, для которых, например, показана ассоциация с сохранением уровня когнитивных способностей в условиях повышенных физических и психических нагрузок. По разным данным, влияние наследственных факторов на память составляет от 35% до 70%, а на IQ и внимание — от 30% до 85%».

Характер передается по наследству или нет

Психогенетика занимается исследованием того, как наследственные факторы влияют на психические качества живого существа. Например, доказано влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, поиск новизны, избегание вреда (ущерба), зависимость от вознаграждения (поощрения), IQ, память, внимание, скорость реакции, быстроту дизъюнктивного реагирования (реагирования на ситуации со взаимоисключающим выбором) и другие качества. Но в целом, в отличие от большинства морфологических и биохимических признаков, психические характеристики меньше зависят от генетики. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем больше роль окружающей среды и меньше — генома. То есть для простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для сложных для показателей интеллекта — выше, чем для свойств личности, и тому подобное. В среднем (разброс данных, к сожалению, довольно большой: это связано с различиями методик, объемов выборок, недостаточным учетом популяционных особенностей) наследуемость психических характеристик редко превышает 50–70%. Для сравнения: вклад генетики в тип конституции достигает 98%.

Почему так? В частности, потому что в формировании этих признаков (сложных и комплексных) участвует огромное количество генов, а чем больше генов вовлечено в какой-либо процесс, тем ниже вклад каждого в отдельности. Например, если у нас есть десять разновидностей рецепторов, восприимчивых к одному нейромедиатору, и каждый кодируется отдельным геном, то снижение экспрессии или даже нокаут по одному из генов не выключат всю систему в целом.

Иконки: 1) A.L. Hu, 2) Aenne Brielmann, 3) Michael Thompson, 4) Alex Auda Samora — from the Noun Project.

Передается, причем не только от отца и матери, а даже от бабушки и дедушки. И даже если ребенок не общался с этим человеком! Мой старший сын перенял мнение о политике от бабушки, хотя они Никогда это не обсуждали,я зорко следила, бабушка у нас оригинальный человек) И желание спорить до хрипоты, которым мы не обладаем, это никогда не было принято в нашей семье, он перенял от нее! Не всегда ребенок именно сам хочет походить на папу или маму, некоторые, скажем так, "семейные" черты проявляются сами, к сожалению не всегда положительные. Когда ребенок родился, моя бабушка только посмотрела на него и сразу сказала"Мой отец". Ребенок естественно никогда не видел уже умершего давно к этому моменту человека, но именно от него к бабушке и сыну перешло это "фирменное" упрямство))

ответил 2015-02-10T14:44:40.000000+03:00 2 года, 6 месяцев назад

Другие ответы ниже

Как воспитать ребенка не ломая характер?

Влияет ли чужая кровь, перелитая человеку, на его дальнейшую жизнь?

Жестокость характера может передаваться по наследству?

Каждая личность имеет только ей присущие черты характера. Все зависит от воспитания и устоев в семье. Известно, что дети впитывают хорошее и плохое еще в младенческом возрасте. А подросший малыш уже имеет свой характер . который сложился под воздействием семейного климата. Генетически черты характера не передаются по наследству . просто отдельные качества могут совпадать с родительскими. Наследственными могут быть только биохимические и медицинские признаки, которые обусловлены генетическим кодом родителей. Характер ребенка кажется похожим на маму и папу потому, что он копирует привычки и жизненные правила самых близких людей.

ответил 2015-02-10T14:16:46.000000+03:00 2 года, 6 месяцев назад

Есть некоторые признаки человека что передаются на генном уровне. Причем некоторые из них, к примеру свойства характера или интеллектуальные способности, нельзя объяснять только правилами наследственности. При рождении ребенка и его жизни огромное влияние имеет среда обитания, в которой он живет. И именно от этого в большей степени влияет на то проявятся задатки и каким образом.

ответил 2015-02-10T13:37:41.000000+03:00 2 года, 6 месяцев назад

Однозначно какие-то черты передаются. У меня папа, чем старше становится, тем больше проявляются черты характера дедушки (отца моего папы) и брат очень похож характером на отца. Короче, гены пальцем не размажешь, как говорится

ответил 2015-02-10T13:39:12.000000+03:00 2 года, 6 месяцев назад

Да, характер передается по наследству. Я убедилась в этом на своих детях. Старшая у меня копия моего отца, средняя- помесь моей мамы и мужа, а младший- похож характером на свекра. Поэтому, чтобы не говорили гены есть гены, и никуда от них не дается. Вся информация, заложенная в них, передается по наследству. И только свыше знают, какой ген в момент зачатия попадет вашему ребенку.

ответил 2015-02-10T13:35:17.000000+03:00 2 года, 6 месяцев назад

Наука утверждает, что на генетическом уровне черты характера не передаются. Но по жизни получается наоборот. А может играет роль совместное проживание, воспитание, наблюдательность детей. Попытка ребенка копировать привычки и повадки близких людей.

ответил 2015-02-10T16:02:58.000000+03:00 2 года, 6 месяцев назад

Характер это приобретенное качество личности, оно не передаётся по наследству, а формируется в процессе воспитания. Ребёнок может подражать взрослым, которые для него значимы, в первую очередь это родители, но могут быть воспитатели или учителя. А вот темперамент врожденный и именно он может быть унаследован от родителей. В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера. Отличие темперамента от характера вы можете найти в любом учебнике по общей психологии.

ответил 2015-02-10T13:33:59.000000+03:00 2 года, 6 месяцев назад

Еще в рубрике

Почему на сегодня "Демократия" потеряла своё значение как понятие?

Как человек воспринимал мир?

Добровольно принять смерть. Самоуничтожение?

Другие вопросы

Отдыхает ли когда-либо природа? Если да, то когда и на чём/на ком?

Верите ли Вы в предсказания, пророчества?

Почему вдвоем или в компании согласных дела идут гораздо легче?


Вопросы и ответы представляются на сайте Otvet.expert сугубо для ознакомительных целей.

2000-2017 Otvet.expert. Вся информация представлена «как есть», все права защищены.

Характер, наследственность и воспитание. (родительское собрание)

Сценарий родительского собрания учителя начальных классов МБОУ Софринская средняя общеобразователь ная школа №2 Люкшовой Надежды Петровны

Характер, наследственность и воспитание.

Характер, наследственность и воспитание. Казалось бы, какая между ними взаимосвязь, какая взаимозависимость? Многие хотели бы знать, создается ли характер воспитанием или передается по наследству. Действительно, вопрос очень важный, правильное понимание его имеет большое значение для дела воспитания.

Прежде всего, выясним, что такое характер и в чем он проявляется. Под характером понимают совокупность не всех, а только устойчивых и наиболее существенных психологических особенностей личности человека, сложившихся под влиянием среды и воспитания. Проявляется характер в поступках человека, в его поведении в различных жизненных условиях. Поскольку человек живет в обществе, то в его характере обнаруживаются черты, раскрывающие его отношение к людям. Такими чертами могут быть чуткость, общительность, правдивость, инициативность или противостоящие им отрицательные черты - черствость, лживость, пассивность. В отношении человека к самому себе могут обнаруживаться такие черты, как скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность или противоположные им отрицательные черты - зазнайство, самоунижение, самоуверенность.

Поскольку характер влияет на поведение и поступки человека, то, разумеется, зная характер ребенка, можно в некоторой мере предугадать, как в том или ином случае он будет вести себя. Зная чуткость и отзывчивость дочери, родители ее отправляют в аптеку за лекарством. Зная, что сын везде отличается настойчивостью и трудолюбием, именно ему а не кому - то поручают ответственное задание, понимая, что он не уйдет до тех пор, пока не завершит дело.

Характер выражает не все индивидуальные черты, а только наиболее существенные, относящиеся к моральной направленности и воле человека, поэтому нельзя считать, что дети младшего школьного возраста имеют твердо сложившийся характер. Характер их только начинает складываться, и у одних детей он более выражен, а у других еще слабо намечен.

Некоторые родители считают, что характер передается детям по наследству. Воспитывай или не воспитывай, а если уж родился упрямым, то таким и останется. Сказать, что это ошибочное мнение недостаточно. Такой взгляд просто - напросто вреден. Потому что расслабляет волю воспитателей и вселяет неверие в силу воспитания. Родители единственное, что делают - это охают и ахают, беспомощно разводят руками, видя недостатки в характере своих детей. Сторонники теории наследственности характера не пытаются воздействовать на ребенка, так как заранее убеждены в том, что ничего из этого не получится. Еще хуже, если этим заражаются сами дети. Они не желают изменить что-то в своем характере. В оправдание же заявляют: Что я могу сделать с собой, если у меня такой характер.

Но многочисленные примеры исправления самых трудных характеров показывают, что в формировании характера ведущая роль принадлежит воспитанию, что те или иные черты его преображаются в процессе жизни.

По наследству передается не характер, а тип нервной системы, другими словами, определенное сочетание свойств основных нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности.

Еще в родильном доме можно заметить различное поведение детей: одни - крикливые, беспокойные, подвижные доставляют много хлопот, другие - спокойные. Это проявляются унаследованные особенности нервной системы, они наследуются от родителей так же, как черты лица, цвет волос, рост, а так же особенности сердечнососудистой системы.

Но значит ли это, что, будучи врожденными, особенности нервной системы остаются неизменными? Конечно нет. Нервная система человека не является чем-то застывшим, под влиянием условий жизни она способна измениться, перестроится.

Наследственные особенности нервной системы в известной мере влияют на характер, но отнюдь не определяют целиком черт будущего характера. Многое будет зависеть от условий жизни и воспитания. Например, чрезмерная вспыльчивость, раздражительность бывают обусловлены слабым типом нервной системы, иначе говоря, врожденной слабостью нервной системы, ее неспособностью справляться даже с самыми обычными раздражителями. Если не обратить на это внимание, не позаботиться об укреплении нервной системы и не изменить своего подхода к ребенку, то раздражительность, вспыльчивость, как следствие слабой нервной системы, укрепляются и становятся чертами характера. Точно так же резкость, как следствие неуравновешенного (безудержного) типа нервной системы, при неправильном воспитании может перейти в черту характера.

Тип нервной системы влияет на характер, а характер (т.е. возникшие в процессе воспитания новые черты) влияет на тип высшей нервной деятельности. Смысл самовоспитания в том и заключается, что сам человек, мобилизуя характер, борется со своими отрицательными природными качествами: он способен, что называется, обуздать эмоции, раздражительность.

А ребенку должен в этом помочь взрослый, который находится с ним рядом.

Внешняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, на формирование характера и воли, на отношение к окружающему миру.

Характер у ребенка начинает формироваться очень рано. В этот период большое воздействие на ребенка оказывает поведение родителей, их личный пример в отношении к людям, к вещам личным и общественным.

Ребенок, подражая родителям, усваивает их черты. Воспитание старших проявляется не только тогда, когда они поучают детей. То, что родители делают, то, как они себя ведут, гораздо сильнее влияет на ребенка, чем то, что они ему говорят. Поэтому никогда мы не должны забывать о могучей силе воздействия живого примера. Если ребенок видит, что родители внимательны к людям, справедливы, добры, отзывчивы и того же требуют от него, то и он вырастет с такими чертами характера. Но если в присутствии детей отец и мать не искренни, обманывают, относятся к окружающим плохо, дети воспринимают такое поведение как должное и сами так поступают.

Так создается иллюзия, будто характер передается по наследству от родителей к детям. В действительности же сходство характеров детей и родителей объясняется не наследственностью, а постоянным влиянием родителей на детей, постоянным личным примером.

Однако одного хорошего примера со стороны родителей, лишь здоровой семейной атмосферы еще не достаточно для становления полноценного характера. Недостаточно только требовать от детей правильного поведения: быть организованным и аккуратным, правдивым и трудолюбивым. Главное - надо постепенно упражнять их в правильных поступках, закреплять правильные нормы поведения. Честность, чуткость, настойчивость и другие положительные черты никогда не закрепляют через слово, если мы не поставим ребенка в такие условия, в которых он бы мог их проявить.

Опыт показывает, что немалую роль в формировании характера играет атмосфера в семье.

Отрицательные результаты в воспитании дает и чрезмерная строгость родителей. Постоянный страх перед наказанием угнетает детей, парализует их активность, самостоятельность. Они вырастают слабохарактерными, трусливыми, беспомощными. Родителям же невдомек, что своей строгостью они убивают живую детскую мысль, потребность ребенка делиться со старшими своими маленькими думами и переживаниями. В таких условиях создаются предпосылки для развития нежелательных сторон характера: замкнутости, безынициативности.

Нам остается ответить еще на один вопрос: почему в одной и той же семье, у одних и тех же родителей вырастают дети с разными характерами?

Объясняется это во-первых, тем, что условия жизни в семье никогда не остаются неизменными. Изменяется бюджет семьи, ее состав, жилищные условия и т.д.

Родители по разному относятся к своим детям. Первенец у многих родителей остается долго единственным баловнем, и над ним мама с папой дрожат это не может не оказать влияние на формирование характера. Но вот появляется второй, и от старшего родители требуют уступок младшему. Отношение к старшему резко меняется. Привыкший к прежнему образу жизни и к сложившимся отношениям к нему, первенец бунтует не соглашается с новыми требованьями и новым к нему отношением. Он часто взрывается, грубит родителям. У него на почве резкой перемены отношений портится характер: формируется жестокость, своеволие, развязность, безответственность. В свою очередь, младший привыкает понемногу искать выходы из притесненного положения старшего и злоупотребляет своим положением. Так создаются разные черты характера у детей одних и тех же родителей.

Было бы не верно сделать вывод, что характер формируется только в семье. В действительности среда, создающая характер, гораздо шире и сложнее: это и школьные отношения с товарищами, и книги, и кинофильмы, другими словами, все то окружение, в котором он находится. Но среди всех этих слагаемых семья является наиболее значительным и важным хотя бы уже по одному тому, что закладывание характера начинается в семье. Об этом и следует помнить родителям.

Источники:
best-donor.com.ua, www.psychologos.ru, theoryandpractice.ru, otvet.expert, rmo-msk.ru


26 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения


Взимается ли налог с продажи квартиры полученной по наследству

Взимается ли налог с продажи квартиры полученной по наследству

Как оформить заявление на наследство у нотариуса

Как оформить заявление на наследство у нотариуса

Образец решений по делу

Образец решений по делу

Где хранится оригинал завещания после вступления в наследство

Где хранится оригинал завещания после вступления в наследство

Порядок вступления в наследство после смерти родителей без завещания

Порядок вступления в наследство после смерти родителей без завещания

Передача квартиры по наследству по завещанию

Передача квартиры по наследству по завещанию

Он унес это с собой найди его наследство ассасин

Он унес это с собой найди его наследство ассасин

Доверенность по месту жительства образец

Доверенность по месту жительства образец

Благодарственное письмо образец шаблон

Благодарственное письмо образец шаблон

Отказ от части наследства не допускается

Отказ от части наследства не допускается

Сколько стоит оформление наследства по закону

Сколько стоит оформление наследства по закону

Отказ от наследства как вернуть все обратно

Отказ от наследства как вернуть все обратно