ЮРПОМОЩНИК

справочник юриста

Главная » Характеристики как правильно составить

Социальная характеристика человека образец


Характеристики образец и правила написания характеристики

  • ФГОУСПОКУТ.РУ / view / Социальная характеристика человека образец | Просмотров: 67537 | #80979
  • Ему подходит С любым статусом соотносится явное ожидаемое поведение при выполнении подходящих функций. Энергия не бьет фонтаном, впечатления не искрятся: показатель не- необходимой чувственной соблазнительности для иных, стремя- щихся подзарядиться данной энергией.

    К примеру, для любого бойца, оказавшегося в окопе перед окончательным шагом схватки, видится мудрым оставаться в окопе, дабы не быть убитым, хотя когда это решение воспримут все бойцы, схватка станет проиграно и погибель будет совокупным уделом. Вначале Шериф проявлял пятнышко света любому подопытному по отдельности и регистрировал их ответы. Людям, видящим небольшое, фиксированное световое пятнышко в черной комнате, может показаться на первый взгляд, собственно оно колеблется во всех инструкциях социальная характеристика человека образец . Несложно задеть, выбить из колеи очень чувствителен, тонок. Вероятна обстановка, как скоро те акты поведения, которые сочиняли меньшинство, растут до таковой ступени, собственно начинают переходить из группы отклонений, исключений в стадию формирования свежего образчика общественной общепризнанных мерок. Для ана- лиза текстуры шизоидности примите на вооружение специализированный файл интерп- ретации. Диапазон общественных ценностей довольно разнороден: данное значения нравственные и этические, идеологические, политические, религиозные, финансовые, эстетические и другие. Толк жизни, считает Франкл, невозможно выдумать, изобрести его необходимо отыскать, он присутствует справедливо вне жителя нашей планеты. Наиболее тяготеет не к широким, а к основательным межличностным взаимоотношениям. Наиболее тяготеет не к широким, а к основательным межличностным взаимоотношениям. Изыскания демонстрируют, собственно когда старания 1-го жителя нашей планеты, тащащего канат, одинаковы 4 кг, то старания любого в группе из 3 человек сочиняют 3, 6 кг, ну а в группе из 8 человек 1, 9 кг.

    Не считает, собственно был независим и свободным от контролирования со стороны семьи.

    Доктрине, формы, виды и предпосылки девиации Девиантное поведение, его понятие, формы и виды. Понятие, доктрине и формы девиантного поведения в процессе социализации, т. Не взирая, собственно содержание жизни любого уникален, путей, коими человек в состоянии сделать собственную жизнь разумной, не очень и большое количество: собственно мы даем жизни (в плане нашей творческой работы) собственно мы берем от мира (в плане переживаний, ценностей) какую сделку мы занимаем относительно к участие, коль скоро не имеем возможности ее скорректировать: образец счета фактуры с 0 ндс. Эта аутичность, уход в себя, неудовлетворительная коммуникабельность имеет абсолютно некую структу- ру, которую возможно взять в толк из анализа ответов по этой шкале. Обстановка осложняется тем обстоятельством, собственно ни получение образования, ни разнородное обращение невозможно отложить на наиболее поздний срок в отсутствии убытка для формирования персоны и проф подготовки. Считает, собственно участь к нему несправедлива ощущает собственные *потенции, даже интеллектуальные.

  • Образцы и бланки характеристик: с места работы, на работника. Военкомат – это документ, который представляет собой социально- психологическую. Анкетные данные человека, на которого выдается характеристика (ФИО,  .
  • Социальный статус личности является характеристикой социальной. Менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека,  .
  • Понятие и типы социальных групп Динамические характеристики социальных. Индивиды берут за образец людей, относящихся к другой социальной группе. В некоторых случаях один человек берет на себя обе эти роли,  .
  • AL1 MPI (Интерпретация на взгляд надежности) Нервная система перенапряжена (F) Для обычной выборки коммуникабельность мало высочайшая. Обделен чувственно добродушным отношением, а может и не признан им в следствие особенности, необычности своего эмоциональ- ного мира.

    Таковой представитель сильного пола чрезмерно эмпатичен, тонок, тяготеет к переживанию интересных моментов межлич- ностных отношений

    Личность и социальные роли человека в обществе

    Социальная характеристика человека образец. Оценка: 62 / 100 Всего: 5 оценок.

    Другие новости по теме:

    - Ятия» дневной формы обучения/ Сост. Отчета по производственно-экономической практике…. (справочное) Образец заполнения дневника по.

    - Дневник производственной практики (образец заполнения) вызывает у студентов массу. Унифицированная форма дневника производственной практики. Которые могут пригодиться при последующем составлении отчета.

    - Примеры дневников по практик, Дневник практики на предприятии, Дневник по. Разработка и утверждение с главным бухгалтером плана-графика прохождения производственной практики.

    - Отчет о производственной практике представляет собой распечатанный на А4 документ. Далее нужно подойти к Тимощук Оксане Леонидовне в 43-14. У неё нужно будет заполнить дневник практики.

    Социальный характер человека

    Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде - социальный тип характера человека . При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

    На этой основе нами выделяются следующие типы характеров.

    Гармонически целостный тип отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему собственных ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам - таков способ адаптации этих людей.

    Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой характеризуется противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

    Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.

    Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности. Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической зашиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

    Конфликтный тип с пониженной адаптацией отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.

    Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности - получения удовольствия (гедонизм). Люди такого типа все трудные ситуации воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите - искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний).

    Вариативный тип свидетельствует о внешней приспособленности к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.

    Бесхарактерность, постоянное приспособленчество - суррогат пластичности поведения ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований. Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий - внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами технического характера - как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип реалистов: свои потребности они пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам - таков общий способ адаптации этих людей.

    В основу типологической характерологии может быть положена и ведущая направленность личности . Так, известный немецкий философ и психолог Э. Шпрангер (1882-1963) выделяет следующие типы личности по их ведущей направленности.

    Научный человек

    В чистом виде он знает лишь одну страсть - страсть к проблеме, вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания - истина любой ценой. Мир для него - бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости. В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами.

    Экономический человек

    Это необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.

    В общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Для него все становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время - только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.

    Эстетический человек

    Чисто эстетическому поведению несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.

    При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа.

    Социальный человек

    Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.

    Социальная направленность в высшем проявлении - любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что в конечном счете не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке - в одном, нескольких или многих - потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.

    Политический человек

    Особый случай, когда главным для человека становится могущество само по себе.

    Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия.

    Политический человек стремится к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождя, в лучах славы чувствует себя на своем месте.

    Религиозный человек

    Это тот, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией.

    В поведении религиозных людей доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям - в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким. Поведение таких людей значительно превышает норму социальной ответственности.

    Религиозные догматы прочно внедряются в сферу сверхсознания религиозного человека, охватываются сложным интуитивным механизмом человеческой психики - механизмом веры. Поведение религиозного человека модифицируется - в его психике начинают доминировать идеи добра, любви к человеку. Оно характеризуется стремлением к безгреховности, а возможное его виновное поведение реорганизуется посредством глубокого раскаяния и искупления вины добрыми делами.

    Все основные религиозные конфессии мира утверждают духовность, нравственность, высшие идеалы человеческого бытия, мобилизуют человека на достойное прохождение земного пути, постулируют незыблемые законы жизни человека среди людей.

    Понятие и характеристики социального бытия

    Понятие и характеристики социального бытия - Лекция, раздел Философия, Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ Содержание Социального Бытия Образует Жизнедеятельность Людей, Т.е. Процесс Р.

    Содержание социального бытия образует жизнедеятельность людей, т.е. процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также процесс взаимообмена этими силами.

    Определение сущностных сил индивида - см. тема «Человек», лекция 1.

    Характеристики социального бытия:

    I. Основу социального бытия образует совместно-разделённая совокупная деятельность людей.

    Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру содержание этого отношения составляет целесообразное изменение и преобразование мира.

    Деятельность предполагает:

    1) противопоставление субъекта и объекта деятельности

    2) цель, средства, результат, а также сам процесс деятельности

    3) осознанность (в большей или меньшей степени)

    4) единство чувственно-практических и теоретических форм

    5) многомерность

    Например: деятельность индивида есть трёхмерный процесс, поскольку он включает в себя

    1 отношение человека к предмету своей деятельности

    2 отношение человека к другому человеку, или общение

    3 отношение человека к самому себе, или самореализация.

    6) деятельность всегда носит предметный характер

    Предметная деятельность - это единство опредмечивания и распредмечивания (термины имеют свой источник в ранних работах Маркса. Это теоретическая основа культурологии как философской дисциплины).

    Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или (по выражению К. Маркса) человеческим предметом. Деятельность опредмечивается не только во внешнем (вещном) результате, но и в качествах своего субъекта.

    В результате опредмечивания формируется социальная предметность.

    Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность или (по выражению К. Маркса) логика предмета становится достоянием человеческих способностей, которые благодаря этому развиваются и наполняются предметным содержанием.

    Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир.

    Опредмечивание и распредмечивание самого человека происходит как его приобщение к другим людям, как его включение в межчеловеческие отношения.

    Социальная предметность - понятие «социальная предметность» выражает понимание вещей и предметов человеческого обихода, включая и самого человека не только в физическом смысле, а именно раскрытие в этих предметах:

    1. воплощённых в них человеческих сил и формирующих их человеческих способностей

    2. раскрытие в этих предметах социальных форм, т.е. форм, направляющих движение предметов от человека к человеку.

    Социальная предметность - это свойство предмета обладать социальным значением, быть носителем социальных качеств и сил, концентрирующих форму и энергию человеческой деятельности.

    Вещь как социальный предмет является кристаллизацией различных социальных связей, а также сплетением социальных значений и смыслов.

    II. социальное бытие имеет чувственно-сверхчувственный характер

    Сверхчувственное представлено в социальных формах .

    В ходе социального процесса возникли формы, обладающие высокой степенью абстрактности, совершенно оторванные от конкретных людей, вещей и действий, способные замещать собой всё, что угодно, и всё, что угодно, переводить на язык своих универсальных измерений.

    Например: деньги выступают в качестве такого универсального измерителя вещей и действий. Деньги оказываются опорой нормального функционирования социальной системы.

    К. Маркс в «Капитале», говоря о двойственной природе человеческой деятельности, имеет в виду, с одной стороны - природный материал этой деятельности, а с другой стороны - социальную форму переработки, представления и использования этого материала.

    Примером социальной формы может выступать товарная форма продукта человеческого труда. Предмет в качестве товара обладает природными, естественными свойствами, но он приобретает и иные - неприродные, социальные свойства (товар характеризуется не только потребительской, но и меновой стоимостью, или просто стоимостью). Эти неприродные свойства человеческого труда представляют собой особые общественные отношения. Например: стоимость товара - это особое общественное отношение, представленное в предмете как продукте человеческого труда.

    III. социальное бытие имеет процессуальный характер

    Процессуальность социального бытия состоит в его постоянной воспроизводимости и в его трансформациях, обусловленных изменениями в сочетаниях деятельности людей и в комбинациях их накопленного и живого опыта.

    Профессор Кемеров В.Е. «Введение в социальную философию»: «Социальный процесс представляет собой полусубъектное образование, организованность которого осуществляется в различных формах переноса, сочетания и роста живых и опредмеченных человеческих сил».

    Предмет социальной философии трактуется двояко:

    1) Кемеров В.Е. Социальная философия должна изучать сам процессуальный характер социального бытия («процессность социального бытия»).

    2) профессор Козлова Н.Н. Социальная философия - это философское размышление об обществе как системе внеиндивидуальных и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью совместно с другими людьми.

    IV. социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник

    Ткань социального бытия образует самореализация индивидов. Самореализация отдельного человека является формой его связи с другими людьми и с их опытом. Эта связь, в свою очередь, выступает опорой отношения индивида к самому себе и средством преодоления его собственных границ.

    Социальное пространство и социальное время

    как формы социального бытия

    См. учебник «Введение в философию», том 2, стр. 90 - 94.

    Социальное время и социальное пространство - это категории социальной философии, которые описывают социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей.

    Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость в человеческой деятельности.

    Социальное пространство - это форма движения человеческого бытия в виде определённой координации людей, их действий, предметных условий, средств и результатов жизненного процесса людей.

    Особенности социального пространства:

    1. социальное пространство функционально всегда расчленено на ряд пространств, характер которых и их взаимосвязь между собой исторически изменяются и отражаются в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи.

    2. социальные пространственные структуры формируются только благодаря деятельности людей и представляют собой системы отношений, включающие не только отношения предметов между собой, но и их связи с человеком, а также общественные связи самих людей.

    3. Бурдье «Социология политики»:

    Социальное пространство особым образом соотносится с физическим пространством. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаём, является социально обозначенным и сконструированным. Социальное пространство всегда стремится реализоваться в физическом пространстве более или менее полно и точно. Само физическое пространство - это проекция социального пространства, это социальная структура общества в объективированном состоянии. Пример: план города - это социальное пространство, выразившее себя в пространстве физическом.

    Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также отдельных людей и их групп, локализованных физически (в их повседневной жизни) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг.

    4. В категории пространства вообще в различные исторические эпохи отражались характеристики и свойства именно социального пространства, сквозь призму которого человек рассматривал всё остальное пространство мироздания.

    Например: древнеегипетская культура в основу своих мировоззренческих представлений и соответствующих изображений полагала горизонталь, доминантой европейского средневекового представления о порядке вещей становится вертикаль (это готическое мировоззрение).

    Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как систему разнокачественных мест, каждое из которых наделялось определённым символическим значением (земной мир - греховный, однако, здесь имеются и островки святости - церкви, монастыри, обители праведников).

    Эпоха Возрождения вместе с переменой мировоззрения меняет представление о пространстве, ищет средства для изображения глубины пространства (рождается понятие «линейная перспектива» в живописи).

    Особенности социального времени:

    1. социальное время является мерой изменчивости общественных процессов

    2. социально-историческое время течёт неравномерно: оно уплотняется и ускоряется с ходом истории.

    На ранних стадиях общественного развития (до XIII века) ритмы всех социальных процессов были замедленными. Цивилизации древнего мира на протяжении многих столетий воспроизводили уже сложившиеся общественные отношения => в жизнедеятельности традиционных обществ важное значение придавалось прошлому. Идея направленности времени вперёд и ориентация на будущее стали определяющими, доминирующими в эпоху формирования индустриального общества (это было связано с резким ускорением развития всей системы общественных отношений, с ускорением темпов деятельности людей).

    3. в исторической науке колоссальную смысловую нагрузку несёт категория «историческое время».

    Барк М.А. («Категории и методы исторической науки» 1984 года) разделяет:

    1 время календарное и

    2 время историческое.

    4. в рамках исторического времени можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных значимых для человека событий.

    В философии XX века (например: в философии жизни, в экзистенциализме) осуществляется детальная разработка идеи внутреннего, или субъективного времени. Анри Бергсон (представитель философии жизни): субъективное время - это длительность, эта категория характеризует определённое состояние сознания. Истоки этой трактовки времени можно найти в средневековой патристике (Августин Аврелий Блаженный).

    Соотношение категорий социального пространства и социального времени в истории европейской культуры было различно. В традиционных обществах пространственные характеристики социального бытия выражали собой время и подчиняли себе измерение времени. Новое время (XVII век): в ходе формирования индустриального общества время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей. Экономическая теория Маркса гласит о том, что всё можно измерить общественно-необходимыми затратами, например, рабочего времени.

    Проблема индивидуального бытия в социальной философии

    (на примере взглядов Мартина Хайдеггера)

    Мартин Хайдеггер (1889 - 1976)

    Основная проблема для Хайдеггера после 30-х годов - это проблема языка, взаимоотношений между бытием и языком (взаимоотношений между социальным бытием и социальным языком).

    «Бытие и время» (трактат раннего периода творчества - 1927 г. работа не закончена).

    Хайдеггер считает, что предметом философского познания выступает отнюдь не сущее как бесконечное множество существующих предметов, а бытие сущего. Бытие носит не предметный, а смысловой характер. Основной вопрос философии, по Хайдеггеру, - это вопрос о смысле бытия.

    Трудность заключается в том, что бытие всегда скрыто за сущим. Однако отдельный человек - это единственное сущее, которое способно улавливать смысл бытия. Другими словами: на вопрос о том, что есть бытие, человек отвечает не путём построения теорий бытия, а собственным, индивидуальным существованием => человеческое существование - это форма обнаружения и определения бытия (единственная адекватная форма).

    Характеристики человеческого существования:

    Характеристика личности. Психологическая и социальная характеристика личности

    Характеристика личности

    Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности. Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

    Анатомофизиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей. Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. Общественно полезная деятельность – это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества. Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны. Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

    Психологическая характеристика личности

    Приступая к эмпирической психологической характеристике личности важно сформулировать основной вектор анализа. Необходимость в нем обусловлена сложностью и противоречивостью самого объекта. Б.Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса и социальной позиции, которую она занимает. Действительно, если признать, что личность формируется в деятельности, то деятельность эта осуществляется в конкретной социальной ситуации. Но, действуя в ней, любой человек занимает определенный статус, который задается сложившейся системой общественной отношений. Статус личности объективен и может осознаваться личностью адекватно или неадекватно, активно либо пассивно. Главное состоит в том, что он определяет место личности в социуме. К примеру, в социальной ситуации семьи один занимает статус отца, другой – сына и т.д. Наряду со статусом личности каждый человек занимает и определенную позицию, которая характеризует субъективную, деятельную сторону положения личности в той или иной социальной структуре. Уровень и содержание позиции обусловлены содержанием деятельности личности. Позиция личности, как деятельная, субъективная сторона ее статуса, представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, объективной среде, самому себе)установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. В свою очередь вся эта сложная система свойств реализуется посредством исполняемых личностью ролей в заданных социальных ситуациях развития.

    Таким образом, изучая динамические тенденции личности – ее потребности, мотивы, интересы, желания, установки, ценностные ориентации, идеалы, наконец, ее направленность, т. е. то что личность хочет, что для нее привлекательно, к чему она стремится – можно понять и объяснить содержание выполняемых ею социальных ролей, статус и позицию, которую она занимает. Однако качество исполнения ролей, статус и позиция обусловлены не только динамическими тенденциями личности, но и ее потенциалом индивидуально-психического развития, ее возможностями – задатками, специальными способностями, одаренностью. Не случайно, поэтому С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что при изучении психического облика личности нужно ответить на вопрос: а что личность может? Ответ на него можно получить при изучении перечисленных выше параметров личности. Статус личности и ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации, структура и динамика отношений личности, реализованные посредством данных человеку возможностей, переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям, объективной среде и самому себе – черты характера. Все перечисленные психологические характеристики личности–динамические, тенденции, возможности и характер – характеризуют нам ее, какой она представляется для окружающих ее людей. Однако человек живет не только для других. Он живет и для себя. Он осознает себя. Он пытается ответить на вопросы: кто Я, какой Я? Он отдает себе отчет, что он субъект, носитель многочисленных психологических свойств и качеств. Свойство человека осознавать самого себя как субъекта со свойственными ему психологическими и социально-психологическими характеристиками называют самосознанием. Таким образом, приступая к психологической характеристике личности, мы должны рассмотреть, во-первых, ее динамические тенденции – потребности и мотивы, установки, ценностные ориентации и отношения личности, интегрированные в ее направленности. Во-вторых, ее возможности, реализуемые посредством задатков, способностей, одаренности, интеллекта. В-третьих, характер и самосознание личности.

    Социальная характеристика личности

    На современном этапе развития общества на первое место выступают проблемы управления людьми как личностями, а организационная сторона управления смещается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются. В управлении под личностью подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под действием природных свойств человека (нервной системы, памяти, чувств, эмоций, восприятия и т.д.), с другой — социальных свойств (роль, статус, знания, опыт, привычки и т.д.). Каждую личность можно представить такими важными элементами, как направленность, способность и характер. Направленность характеризуется устойчивостью в ориентации поведения человека, а именно в его интересах, стремлениях, склонностях, идеалах. В организации направленность личности может проявляться во взаимодействии с другими сотрудниками, в решении задачи, на себя. Способность характеризуется умственными свойствами в деятельности человека, например такими, как тип мышления (художественный, логический, смешанный), и специальными, связанными с определенной сферой деятельности. Понятно, что первый закладывается природой, второй — вырабатывается в процессе образования, совместно с природным интеллектом человека. Способность и ее основная компонента — мышление определяют должностной уровень в иерархической цепочке управления. Так, сотрудникам, занимающим низкие управленческие должности (например, бригадира, табельщика и т.п.), достаточно конкретно-чувствительного мышления, которое может быть сформировано подготовкой за короткий период. Лицам, занимающим средние руководящие должности, требуется так называемое конкретно-образное мышление. Для этого уже необходимо профессиональное образование. Руководителям небольших предприятий или ведущим специалистам требуется конкретно-умозрительное мышление. Такой уровень, кроме высшего образования, требует практического опыта и знаний. Для руководства крупными предприятиями требуется абстрактное мышление, а люди, управляющие крупными социально-экономическими процессами (регионами, странами), кроме всех перечисленных типов мышления должны обладать мышлением предвидения.

    Характер проявляется в манерах и типе поведения личности, обусловленных реакцией на внешнее воздействие. Необходимо иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещаются в любой представленной ее типологии. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким совместным типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые стороны, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков. Характер людей порождает еще одно свойство личности — темперамент. Темперамент — это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных вида: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

    Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций. Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека. Перечисленные социальные характеристики личности формируют три типа поведения людей в организации: независимый, нейтральный и зависимый. Это наталкивает на мысль о том, что для одних руководство и подчинение будут восприниматься как насилие, для других — внутренне желательны, для третьих — представляют осознанную необходимость. Признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, следует помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. Поведение личности в социальной среде во многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему делу, ценности, верования, принципы. Эта критериальная база, которой придерживается человек в своем поведении, а все ее составляющие находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникновении и взаимовлиянии. Однако, несмотря на значительную взаимозависимость, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение.

    1. Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружающей среде, своей работе, организации в целом играет очень большую роль в деле установления нормального взаимодействия человека и организационного окружения. Расположение характеризуется тем, что оно невидимо, так как заключено в человеке. На «поверхности» видны только его последствия. Расположение также проистекает из тех чувств, которые питает человек к объекту, процессу или человеку. И наконец, расположение перемещается относительно таких полюсов, как «нравится» — «не нравится». В общем виде расположение можно определить как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.

    2. Ценности, так же как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Ценности задают предпочтения человека по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и т.п. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, они живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека и сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться или не разделяться отдельными группами людей. Ценности можно определить как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей человек принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека. Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность.

    3. Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени. Верования могут быть разбиты на две большие группы. Первую группу составляют те, которые описывают абсолютные и относительные характеристики объекта верования, не имеющие оценочного характера. Ко второй группе относятся те требования, которые носят оценочный характер. Верования оказывают заметное влияние на такой критерий поведения личности, как расположение.

    4. Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, выступают устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощением верований в виде определенных стандартов поведения. Человек выполняет свои профессиональные обязанности в окружении и во взаимодействии с другими людьми. Он не только выполняет определенную роль в организации, но и входит в состав малой социальной группы. В зависимости от уровня работоспособности и конечных результатов можно выделить следующие социальные группы в трудовом коллективе организации: группа X (резистентные работники) — не способная и не желающая работать. Состав такой группы разнороден по полу, возрасту, национальности и состоит из работников низкой квалификации с ярко выраженной установкой на бездеятельность и минимальную отдачу группа Y (пассивные работники) — выборочно способная и частично желающая работать. Группа сформировалась без учета половозрастной и профессиональной структуры с большим удельным весом сотрудников, не имеющих достаточного уровня знаний и умений для выполнения поставленных задач группа Z (активные работники) — полностью способная и желающая работать, с высоким уровнем квалификации и относительно однородным составом по возрасту, образованию и интересам.

    Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то уникальное, исключительное, т.е. является человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации. Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить те направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность:

    Любовь и вера в людей как индивидуальная черта характера оказывает сильное влияние на взаимодействие человека с окружающим. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки. Чувствительность к другим людям выражается в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого. Люди, обладающие такими чертами, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми. Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п. оказывает сильное влияние на поведение человека. Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решение с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию. Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера. Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он полагает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты).

    Подводя итог характеристики личности и ее поведения, необходимо отметить, что эффективное руководство должно быть сориентировано на человека, работающего в организации. Это позволит сформировать слаженный коллектив организации, наилучшим образом достигающий поставленной цели.

    Источники:
    fgouspokut.ru, www.grandars.ru, allrefs.net, www.psyhodic.ru

    Следующие статьи:


    04 декабря 2020 года


    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения


    Заявление об изготовлении мотивированного решения образец

    Заявление об изготовлении мотивированного решения образец

    Производственная характеристика на водителя образец заполнения

    Производственная характеристика на водителя образец заполнения

    Дневник практики студента программиста образец

    Дневник практики студента программиста образец

    Три сына хана получили в наследство большую отару овец старшему сыну

    Три сына хана получили в наследство большую отару овец старшему сыну

    Как оформить наследство после смерти по завещанию

    Как оформить наследство после смерти по завещанию

    Документы необходимые для открытия наследства у нотариуса

    Документы необходимые для открытия наследства у нотариуса

    Благодарственное письмо другу образец

    Благодарственное письмо другу образец

    Благодарственное письмо за проведение мероприятия образец

    Благодарственное письмо за проведение мероприятия образец

    Благодарственное письмо образец шаблон

    Благодарственное письмо образец шаблон

    Отказ от части наследства не допускается

    Отказ от части наследства не допускается

    Сколько стоит оформление наследства по закону

    Сколько стоит оформление наследства по закону

    Отказ от наследства как вернуть все обратно

    Отказ от наследства как вернуть все обратно