справочник юриста
Образец социально педагогической характеристики
Главная Образец характеристики Характеристики педагога психолога образец
28 мая 2015 года
Обучение в российской школе украинского ребенкаЗдравствуйте. У меня вопрос об обучении моего ребенка в школе на территории России с 1 января. Вся новость
Пособия на второго ребенка при ВНЖСкажите, пожалуйста, мы с мужем имеем вид на жительство РФ. Вся новость
Юридическая фирма «Aстерс» выступает советником Европейского банка реконструкции и развития ( ЕБРР) по вопросам предоставления обеспеченного. Вся новость
Характеристики педагога психолога образец
Обычно обязательно было идти к работнику по кадрам с характеристикой. Существует отличие запрашивать характеристику, другое предоставить. Вашему вниманию образец, который сохранит время на составление качественного документа Теперь характеристики называют рекомендательными письмами. Почти всем приходилось сталкиваться с таким понятием как характеристика. В последнее время в наш обиход входит старое понятие как рекомендательное письмо. Какое-то время назад рекомендацию заменяла обычная характеристика. Если приходилось быть принятым на работу, или выпадал случай занять ответственную должность.
Квалификационная характеристика педагога-психолога
Должностные обязанности
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).
Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.
Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.
Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.
Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).
Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Источники:
http://www.menobr.ru
Другие образцы характеристик
социально-педагогическая характеристика семьи образец
Определение затрат на качество
Курсовая работа: Ферменты дереворазрушающих грибов
Основы философии 2 Функции философии.
Философское мировоззрение А И Герцена
Проблема гуманизма в пьесе Горького На дне 2
Портфель экскурсовода
Лабораторная работа: Расчет электрического освещения
Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения
Налоги: признаки, виды, функции
Внутренняя и внешняя культура
Эволюция партийно политической системы Российской Федерации
Реферат: История развития ипотеки и ее правовая природа
Реакции альдегидов и кетонов: присоединение углеродных нуклеофилов
Особенности организации маркетинга в банках
Политические и правовые учения в Западной Европе периода буржуазной революции
Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение
Внесение конституционных поправок и пересмотр Конституции РФ
Восток, как тип культуры
Состав операционных систем MS Windows
Контрольная работа: Электрооборудование компрессорной установки
Полимерные нанокомпозиты на основе органомодифицированных слоистых силикатов: особенности структуры, получение, свойства
Планирование производственной деятельности предприятия
Классификация и общая характеристика банковских операций
Внешкольная работа по месту жительства
Социальная политика государства и ее совершенствование
Информатика и кибернетика.
Спаечная болезнь
Реферат: Фотосинтез как основа энергетики биосферы
Расчет упрощенной схемы паротурбинной установки
Мир как фантазм и репезентация
Безотходная очистка гальваностоков
Общий характер правовой нормы в романо-германской правовой системе.
Совершенствование финансовых показателей ЗАО "Петербургский тракторный завод"
Циталопрам: применение у пожилых пациентов
Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького "На дне"
О происхождении “высокотемпературных” осцилляций кинетических коэффициентов в висмуте и полуметаллических сплавах на его основе
Юрий Маркович Нагибин
Земля как планета Солнечной системы и колыбель жизни
Экологическое состояние морей России
Мутации. Виды, характеристика, биофизическая основа.
Толстой: Война и мир. Том 2
КЗОТ и меры ответственности за несчастные случаи
Секьюритология наука о сохранении и защите ноосферы и человечества
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 7
Проблемы политической нестабильности в Латинской Америке
Мифы в скульптурах Летнего сада
Обеспечение безопасности персонала кредитно-финансовых организаций
Бытовая лексика в комедиях И.А. Крылова
Эпоха дворцовых переворотов.
Кредитные организации России. Их типы и основные операции
Экономические информационные системы: принципы построения и классификация
История бухгалтерского учета
Особенности рассказов Чехова
Возможна ли единая европейская или мировая цивилизация
Безопасность ребенка до 7 ми лет
Определение легколетучих элементов методом ЭТААС по технике дозирования суспензий образцов на никелевом модификаторе
Рукописная книга европейского средневековья
Преобразователь семисегментного кода
Научный стиль в английском языке
Понятие наследства и основания наследования
Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость
Понятие общества в философии
доклад 5 поколений эвм социально-педагогическая характеристика семьи образец определение положения тела когда сила совершила работу рефераты по делопроизводству денежно-финансовых расчетных операций реферат католическая концепция о сверхдолжных делах конспект урока 1 2 3 законы менделя как классифицируются протопласты у бактерий программа 1с реферат реферат на тему планування доставки физика термопары задача кеплера в декартовых координатах почему предлог вблизи производный каковы причины понижения плодородия российских черноземов социально-педагогическая характеристика семьи образец виды политических кризисов формула кутового прискорення распределение прибыли унитарными предприятиями лабораторные работы по надежности электрооборудования способы покрытия бюджетного дефицита статья таранова гвформирование экологической культуры студентов доклад проблема режим исправительных учрежд как базаров прошёл испытание любовью реферат комплексная программа по физкультуредля учащихся отнесённых к специальной медицинской группе региональная экономика кризисные пояса россии критерии выделения кризисных регионов философия техники реферат бадмаев методика преподавания психологии скачать египет после римского правления 2005 год битва в чечне в августе формирование театральной жизни москвы первой половины 19го века 125нмножить на 100 сколько будет технико экономическое обоснование антенн
Характеристика основных форм социально-педагогической деятельности
Социальный характер деятельности обязательно выдвигает необходимость рассмотрения практической формы деятельности. Действительно, вне социальности своих форм деятельность человека не смогла бы быть целенаправленной и преобразующей активностью, поскольку оказались бы невозможными языковое взаимодействие, кодирование, хранение и передача информации от человека к человеку, из поколения в поколение.
К. Маркс подчеркивал особую генетическую роль труда, на фундаменте и в процессе которого развиваются все формы общественного бытия и отношений людей. Труд выступает содержательной основой всех форм отношения человека к окружающему миру, всех форм его деятельностной активности.
Сама деятельность, являясь специфической формой субъект-субъектных взаимоотношений, выступает как способ взаимодействия людей. В силу этого в социальной характеристике деятельности сливаются воедино два ее аспекта: субстанциональный (деятельность как основание социальной субстанции) и реляционный (деятельность как специфическое человеческое ценностное отношение к миру, другим людям).
Форма деятельности состоит в том, чтобы решать проблемы конкретного предмета, исходя из тех целей, которые поставлены учредителями, руководителями и др. В этом смысле любая деятельность человека имеет свои форму. предмет и цель.
Форма деятельности организации (независимо от предмета и цели деятельности, постулированных в уставе ее учредителями) системным анализом рассматривается как процесс решения проблем . В социально-педагогической деятельности можно выделить несколько этапов процесса достижения цели: диагностика, консультирование, профилактика, поддержка, сопровождение, коррекция, реабилитация, проектирование, посредничество, медико-психолого-педагогический консилиум и в качестве обобщающего этапа – помощь личности в реализации педагогического потенциала социума. На этих основаниях применительно к социально-педагогической деятельности можно выделить следующие формы деятельности. социально-педагогическая помощь, социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическая реабилитация, социально-педагогическое проектирование, посредничество между личностью и потенциалом социума, социально-педагогический мониторинг, медико-психолого-педагогический консилиум.
В реальном бытии общества все перечисленные формы деятельности тесно переплетаются, дополняют друг друга и в целом формируют единую целостную систему человеческой жизни. Все определяется тем, к какому типу относится та или иная форма деятельности. В формах деятельности выделяют три типа: формы производства формы общения и формы сознания. Среди форм производства выделяются: формы технологий, формы организации и формы экономики. Применительно к социально-педагогической деятельности следует выделить следующие формы организации•. социально-педагогическая помощь, социально-педагогический мониторинг, медико-психолого-педагогический консилиум формы технологии'. социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическое проектирование социально-педагогический мониторинг формы общения: социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое посредничество формы производства. социально-педагогическое просвещение, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическое сопровождение социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическая реабилитация.
Одни из форм занимают лидирующее положение, другие относятся к числу дополнительных. Так, в социально-педагогической деятельности лидирующее положение занимает социально-педагогическая помощь, медико-психолого-педагогический консилиум, которые могут подчинять другие формы социально-педагогической деятельности, устанавливать последовательность их включения в процесс реализации целей социально-педагогической деятельности, направленной на развитие или восстановление социальной активности личности.
Формы деятельности возникают и исчезают исторически. Между разными формами деятельности могут быть разные соотношения – например, одна может включать в себя другую (содержать внутри как один из своих элементов). Две формы социально-педагогической деятельности могут быть частями третьей: если мы, с одной стороны, осуществляем социально-педагогическую профилактику, а с другой – социально-педагогическое сопровождение, то эти две формы деятельности окажутся частями третьей – социально-педагогической помощи, проявляющейся как их всеобъемлющая.
Одна из форм деятельности может превратить другую в свой предмет и наоборот. Например, социально-педагогическое консультирование может превратить социально-педагогическую диагностику в предмет своего воздействия.
Одна форма деятельности может выступать как идеал для другой формы деятельности и одновременно превращаться в предмет третьей формы деятельности. Например, социально-педагогическая поддержка личности в сложной для нее социальной ситуации может перерасти в социально-педагогическое сопровождение, превращаясь в конечном счете в социально-педагогическую помощь личности при разрешении проблемы, затянувшейся на неопределенное время. Формы деятельности могут содержаться друг в друге (социально-педагогическая диагностика в определенных условиях является атрибутом социально-педагогического консультирования, первым его этапом в процессе разрешения проблемы клиента). Формы деятельности могут быть частями целого. Они могут находиться в отношениях дополнительности и т.д. Рассмотрим основные формы социально-педагогической деятельности.
Социально-педагогическая помощь – это форма социально-педагогической деятельности, включающая комплекс многопрофильных мер педагогического, психологического, правового, медико-социального и культурно-досугового характера, направленных на использование ресурсов и возможностей социума в интересах жизнеспособности детей и взрослых в процессе их социализации с целью качественного изменения их личности и развития способности самостоятельно решать собственные проблемы, а также оказывать помощь другим людям, оказавшимся в подобной ситуации.
Говоря о содержании и структуре социально-педагогической помощи, следует отметить первичность и значимость этой формы социально-педагогической деятельности в практике специалиста, суть предназначения которого заключается в предоставлении помощи человеку, нуждающемуся во внешнем вмешательстве в его жизнедеятельность, в его проблемы, наконец, в его судьбу. Помощь по предоставлению клиенту необходимых ресурсов и возможностей социума специалист может осуществлять различными формами социально-педагогической деятельности: с помощью социально-педагогической диагностики, социально-педагогического просвещения, социально-педагогической поддержки, социально-педагогического сопровождения и т.д.
На практике нередко допускают отождествление или подмену социально-педагогической помощи любой другой формой социально-педагогической деятельности. Поэтому при рассмотрении любой из форм социально-педагогической деятельности часто возникает вопрос: В каком соотношении находятся социально-педагогическая помощь и, например, социально-педагогическая профилактика? В широком смысле всякая форма социально-педагогической деятельности выступает прежде всего в виде социально-педагогической помощи: будь то социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическое просвещение, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая поддержка или социально-педагогическое сопровождение. В узком смысле социально-педагогическая помощь имеет различное содержание, определяемое характером и сложностью имеющейся проблемы клиента. Поэтому социально-педагогическая помощь не всегда включает полный перечень других форм социально-педагогической деятельности. Например, в зависимости от запущенности проблемы клиента социально-педагогическая помощь подростку с признаками алкогольной зависимости может включать, а может и не включать такие формы, как социально-педагогическое сопровождение или социально-педагогическую реабилитацию, заменяя их более простыми формами социально-педагогической деятельности, такими как социально-педагогическая поддержка и социально-педагогическая коррекция.
В силу того, что социально-педагогическая деятельность относится к роду педагогической деятельности, она решает проблему помощи через социальное обучение, социальное воспитание и социальное развитие, используя весь арсенал педагогических средств, форм и методов достижения конечного результата.
Именно поэтому результатом социально-педагогической деятельности, а следовательно, и оказываемой помощи является качественное изменение личности в виде появления социальной активности личности как личностного качества.
Социально-педагогическая диагностика – это форма социально-педагогической деятельности, представляющая собой процедуру сбора информации о состоянии педагогического (образовательного) потенциала социума всеми доступными методами (способами) ее получения, обработки и обобщения. Цели социально-педагогической диагностики достигаются применением трех групп методов: методов сбора педагогической информации – социологических, психологических методов обработки данных – математических методов обобщения и проверки полученных выводов – собственно социально-педагогических. Социально-педагогическая диагностика не может проводиться ради получения информации о социуме вообще. Она проводится в рамках и интересах конкретного вида, формы или направления социально-педагогической деятельности и изначально является обеспечивающим средством для построения программы использования образовательного потенциала социума для разрешения проблем личности.
Это своего рода реализация заказа на получение социально-педагогической информации, на основе которой осуществляется организация конкретных мер обучающего, воспитательного или развивающего характера. Результатом социально-педагогической диагностики является характеристика педагогического (образовательного) потенциала социума, всех его составляющих: обучающего потенциала, воспитательного потенциала и развивающего потенциала, а также форм его существования, значимости для решения целей социально-педагогической деятельности и доступности для специалистов и самой личности. Как форма социально-педагогической деятельности социально-педагогическая диагностика, вся ее структура нацелена на конечный ее результат – социальную активность личности, а следовательно, она находит не просто информацию о потенциале социума, а информацию о тех ее составляющих, которые могут быть задействованы для формирования, развития или совершенствования социальной активности личности.
Социально-педагогическое консультирование – это форма социально-педагогической деятельности, представляющая собой процедуру доведения до личности, обратившейся к специалисту, значимой для ее информации о наличии и состоянии необходимого фрагмента педагогического (образовательного) потенциала социума, условиях доступности и формах его реализации в интересах разрешения проблем личности. Являясь составной частью социально-педагогической деятельности, оно ориентируется на се конечную цель – качественное изменение самой личности, т.е. развитие у нее социальной активности. На это нацелены все усилия специалиста социально-педагогического консультирования. Таким образом, социально-педагогическое консультирование носит активный характер.
В свою очередь, социально-педагогическое консультирование – это еще и одна из разновидностей социально-педагогической помощи личности, нуждающейся в содействии в разрешении проблем ее социализации и во внешней помощи. В ходе социально-педагогического консультирования специалист предоставляет не только необходимую информацию, но и характеристику ресурсов и возможностей социума, предназначенных для разрешения проблем личности, а также информацию о целесообразных формах и методах их использования, о возможных для личности последствий и типичных ошибочных действиях при этом.
Социально-педагогическое консультирование не может проводиться ради получения личностью информации о социуме вообще. Оно проводится в рамках и интересах конкретного дела, ради разрешения конкретной проблемы и изначально является обеспечивающим средством для построения программы использования образовательного потенциала социума для разрешения проблем личности. Это своего рода предоставление социально-педагогической информации, на основе которой осуществляется организация конкретных мер обучающего, воспитательного или развивающего характера.
Результатом социально-педагогического консультирования является усвоение личностью характеристики педагогического (образовательного) потенциала социума, всех его составляющих: обучающего потенциала, воспитательного потенциала и развивающего потенциала, а также форм его существования, значимости для решения целей социально-педагогической деятельности и доступности для специалистов и самой личности. Как форма социально-педагогическое консультирование, вся его структура нацелена на конечный его результат – предоставление личности информации, форм и способов преобразования потенциала социума в социальную активность личности, а следовательно, она находит не просто информацию о потенциале социума, а информацию о тех ее составляющих, которые могут быть задействованы для формирования, развития или совершенствования социальной активности личности.
Социально-педагогическая поддержка как форма социально-педагогической деятельности отражает предоставление социумом своих значимых педагогических возможностей, ресурсов личности, оказавшейся в сложной социальной ситуации, с целью разрешения проблем путем реализации потенциальных возможностей и социума, и самой личности и способствует формированию социальной активности личности.
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, нормальных и аномальных, стрессогенных, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
С этой точки зрения социально-педагогическая поддержка представляет одну из разновидностей социально-педагогической помощи.
В свою очередь, социально-педагогическая помощь сама является формой социально-педагогической деятельности, но более высокого порядка и включает комплекс многопрофильных мер педагогического, психологического, правового и медико-социального, культурно-досугового характера, направленных на использование ресурсов и возможностей социума в интересах жизнеспособности детей в процессе их социализации.
Понятие социально-педагогическая поддержка, на наш взгляд, является производным от понятия социальная помощь и представляет одно из значимых явлений в педагогической науке.
Объектом социально-педагогической поддержки может быть ситуация, обязательно несущая в своем содержании какую-либо угрозу жизни, статусу, процессу деятельности или общения личности учащегося или его окружению, препятствующая нормальному развитию личности или реализации ею своих потребностей. Это может быть ситуация, предшествующая насилию различной этимологии, период угроз такого насилия или последующие после насилия состояния (постстрессовые состояния) нездоровые отношения со сверстниками, чреватые разборками или угрозами натянутые отношения с учителем или любым взрослым, проявляющиеся в появлении эмоционального отторжения, в преследовании действий учащегося ситуация непонимания действий взрослого или своих сверстников, сопровождающаяся нарушением нормальной структуры общения и угрозой потери или снижения своего статуса ситуация потери целесообразности жизнедеятельности, пресуицидные настроения или действия ситуация явной угрозы окружающим в любой форме или виде, выраженная любым способом или действиями и др.
Социально-педагогическое сопровождение – это форма социально-педагогической деятельности, отражающая совокупность субъект-объектных и субъект-субъектных продолжительных взаимодействий с целью разрешения проблем социализации личности, оказавшейся в хронически трудных социальных обстоятельствах, путем ее приобщения к тем или иным педагогическим ресурсам, возможностям социальных институтов, социальной деятельности, социальных отношений, составляющих основу социума, и способствующая формированию социальной активности личности.
Социально-педагогическое сопровождение – это продолжительный, содержательный и длительный процесс, основными этапами которого являются:
– подготовительный этап, включающий социально-педагогическую диагностику потенциала социума и социальных потребностей, социальных способностей образования личности, сущность и сложность социально-педагогических проблем, а также информационный поиск методов, служб и специалистов, способных помочь решить проблему
– этап выбора варианта социально-педагогической помощи, социально-педагогических технологий се оказания и путей решения проблемы
– этап установления специалистом взаимодействия между личностью и потенциалом социума для реализации избранного варианта помощи
– этап стимулирования личности по организации собственной образовательной деятельности, включающего три стадии: а) стадия оказания сопровождаемым первичной помощи в начале реализации плана действий б) стадия активного участия личности в самореализации своих образовательных потребностей и в) стадия совершенствования собственного личностного опыта образования на основе потенциала социума
– этап самостоятельной деятельности личности, самостоятельного решения собственных проблем и внесения корректив в собственную образовательную деятельность
– контрольно-оценочный, или аналитический, этап, включающий оценку результатов социально-педагогического сопровождения, учет вновь возникших проблем и внесение корректив в его процесс.
В свою очередь, социально-педагогическое сопровождение может трансформироваться в другие формы социально-педагогической деятельности и проявляется как социально-педагогическая помощь, оказываемая специалистом личности в виде социально-педагогического просвещения, социально-педагогической консультации, социально-педагогической профилактики, социально-педагогической коррекции, социально-педагогической реабилитации.
Первоначальным этапом социально-педагогического сопровождения является социально-педагогическая поддержка, проявляющаяся в тех же формах, что и социально-педагогическое сопровождение, но осуществляемая в более сокращенные сроки, так как направлена на решение задач не длительного, хронического свойства, а ситуативных проблем.
Социально-педагогическая профилактика – это форма социально-педагогической деятельности, представляющая собой комплекс упредительных социально значимых мер, стимулирующих педагогический потенциал социума и собственный потенциал личности на предупреждение трудной для нее социальной ситуации.
Субъектом социально-педагогической профилактики могут выступать как отдельный специалист, группа (коллектив сотрудников), так и сама личность, осуществляющая связь с потенциальными возможностями социума, выступающая в качестве посредника между личностью и ресурсами. В качестве средств социально-педагогической профилактики могут рассматриваться социальная деятельность, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения) и другие элементы социума.
Нередко в практике социально-педагогической деятельности приводят аналогию между социально-педагогической профилактикой и социальнопедагогической помощью.
Всякая более продолжительная и последующая профилактика превращается в социально-педагогическую помощь как таковую. Вначале, у основания любой социально-педагогической профилактики находятся различные виды социально-педагогической помощи.
Социально-педагогическая профилактика имеет сложную операциональную структуру – это и форма профессиональной деятельности социального педагога, и процесс планирования и реализации упредительных социально значимых мер, стимулирующих собственный потенциал личности на предупреждение трудной для нее жизненной ситуации, установления результативного контакта личности с ресурсами и пользования ими, и сложная система взаимодействия субъектов и объектов социально-педагогической деятельности. Поэтому, как и любое социальное явление, социально-педагогическая профилактика может одновременно существовать, а следовательно, и рассматриваться как специфическая деятельность, как целостный процесс и как целенаправленная система взаимодействий. Представляется, что такой подход позволяет составить целостное представление о нем как о важнейшем механизме доступа личности к значимым ресурсам и возможностям социума для оказания ему помощи в трудной жизненной ситуации.
Социально-педагогическая профилактика как деятельность. В профессиональной практике специалистов социальной сферы социально-педагогическая профилактика чаще выступает как часть их деятельности. Такого рода деятельность отличается наличием вспомогательных целей, которые придают поддерживающим действиям специалиста социумный характер.
Цель социально-педагогической профилактики вытекает из цели социально-педагогической деятельности – формирование социальной активности личности, оказавшейся в сложной жизненной ситуации.
Социально-педагогическая профилактика как процесс содействия клиенту в предотвращении или предупреждении трудной социальной ситуации. Эффективность этого процесса в значительной мере определяется содержанием социально-педагогических механизмов реализации необходимых ресурсов или возможностей социума. В случае ориентации на ресурсы социума социально-педагогическая профилактика, как и любой социальный процесс, имеет свою динамику, в которой наиболее четко выделяют этапы реализации педагогического потенциала социума в интересах личности.
Основу социально-педагогической профилактики как системы составляют: клиент с его проблемами (объект) специалист, выступающий в роли помощника, советчика, посредника (субъект) ресурсы и возможности социума, значимые для решения проблемы клиента технологии их реализации в интересах клиента совокупность критериев оценки эффективности социально-педагогической профилактики как системы и др.
Социально-педагогическая коррекция – это форма социально-педагогической деятельности по восстановлению, поддержанию у детей и взрослых утраченных социальных связей, отношений и функций, вызванных воздействием негативных факторов социума или социализации на основе использования педагогических ресурсов и возможностей социума.
В зависимости от субъекта воздействия социально-педагогическая коррекция может быть индивидуальной и групповой.
Социально-педагогическая коррекция предполагает изменение системы социальных ценностей, социальных потребностей и установок, представлений об окружающей социальной среде и о себе, своей деятельности как у отдельных членов группы, так и в малой социальной группе, формирование позитивного отношения к взаимодействию с педагогическим потенциалом социума.
Возможность получения социально-педагогической помощи, в свою очередь, ставит перед личностью и специалистом разноплановые задачи: во-первых, организационные (необходимо найти время и возможности для ее проведения) во-вторых, коммуникативные (участие в социально-педагогической коррекции (особенно в самом начале) с неизбежностью порождает чувство неудовлетворенности, необходимости, сопротивления и нежелания раскрывать некоторые стороны своей жизни и своего Я) в-третьих, интеллектуальные (вместо получения готовых советов личности приходится участвовать в обсуждениях, выполнять упражнения, задания и т.д.).
Социально-педагогическая реабилитация – это форма социально-педагогической деятельности, отражающая систему восстановительно-развивающих мер, направленных на устранение дезадаптационных проявлений в социальном опыте человека и на восстановление статуса индивида (социальной активности) в социальной и культурной среде на основе реализации педагогического потенциала социума.
Социально-педагогическая реабилитация – система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе использования педагогического потенциала социума.
При проведении социально-педагогической реабилитации необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, необходимо учитывать процессы, которые протекают в жизни человека параллельно в конкретный промежуток времени: социализация, воспитание, обучение, самовоспитание. Они, с одной стороны, не должны противоречить направленности реабилитационного процесса, а должны закреплять результаты, полученные в процессе реабилитации, расширять зону реабилитационных мероприятий, делать процесс реабилитации непрерывным, а с другой – сами реабилитационные мероприятия не должны нарушать устоявшиеся положительные процессы жизнедеятельности.
Перечисленная система действий в рамках социально-педагогической реабилитации не включает действия по восстановлению биологических функций организма, по восстановлению психологических процессов, действия по профессиональному обучению, действия по оказанию экономической и правовой помощи и т.п. Эти действия относятся к другим видам реабилитации: медицинской, психологической, профессиональной, экономической и др. Если рассматривать комплексно процесс реабилитации, то необходимо согласовывать действия между разными видами реабилитации с целью оптимизации проводимых мероприятий.
Социально-педагогическое проектирование – это форма социально-педагогической деятельности, проявляющаяся в конструировании индивидом, группой или организацией действий, направленных на изучение, реализацию и развитие педагогических возможностей социума в достижении социально значимой цели и способствующая формированию социальной активности личности.
Социально-педагогическое проектирование изучения педагогического потенциала социума проявляется в конструировании взаимосвязей, взаимозависимостей между субъектом изучения и педагогическим потенциалом социума с целью определения уровня развития его значимых составляющих.
Социально-педагогическое проектирование развития педагогического потенциала социума проявляется в конструировании взаимосвязей, взаимозависимостей между потенциальными ресурсами социума и возможными требованиями и целями социального обновления общества.
Социально-педагогическое проектирование реализации педагогического потенциала социума проявляется в конструировании взаимосвязей, взаимозависимостей между социумом и отдельной личностью или социальной группой с целью разрешения проблем их социализации.
В каждом конкретном случае социально-педагогическое проектирование включает реализацию соответствующих форм, методов и средств изучения, развития или реализации педагогического потенциала социума.
Современные педагогические технологии отдают предпочтение формам и методам социального обучения и социального воспитания, призванным содействовать выявлению и формированию профессиональной компетенции учащихся на основе реализации педагогического потенциала социума, в зависимости от их личных склонностей и интересов.
Социально-педагогическое проектирование существенно отличается от социально-педагогического моделирования и прогнозирования, которые стремятся строить модели социального развития в рамках самого проекта и вероятностные пути развития объекта на определенный временно й период, исходя из потребностей той социальной среды, потенциал которой в первую очередь интересует самих проектантов.
Таким образом, социально-педагогическое проектирование – это меры по определению вариантов развития социально-педагогических явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению социальной деятельности, социальных отношений, присущих конкретным социальным институтам. Фактически проектировать означает заниматься перебором вариантов и схем будущего взаимодействия с социумом (выработкой механизма и форм реализации его педагогического потенциала).
Социально-педагогическое проектирование сложно по своей структуре и может подразделяться на виды: а) социально-педагогическое проектирование новых отношений: б) социально-педагогическое проектирование новых социальных институтов в) социально-педагогическое проектирование новых видов социальной деятельности.
Социально-педагогическое посредничество – это форма социально-педагогической деятельности по разрешению проблем клиента на основе поиска педагогических ресурсов, возможностей социума, установления взаимодействия с ними и сопровождения до получения конечного результата, способствующая формированию социальной активности личности.
Посредничество представляется как многоуровневое, многофункциональное социально-педагогическое явление, как значимый атрибут социально-педагогической деятельности. Применительно к социально-педагогической работе оно имеет несколько интерпретаций и рассматривается как содействие соглашению, сделке между сторонами или как прием специалиста, увязывающего предложения с возможностями, как вмешательство в какое-нибудь дело с целью изменения хода его развития и в то же время как содействие в виде помощи, поддержки в какой-нибудь деятельности. Диапазон посредничества в социально-педагогической работе довольно широк: от предписывающих функций деятельности клиента, специалиста и социума, определяемых их правами, обязанностями и скрепленными нормативными правовыми актами или нормативно-распорядительными документами, до неформального взаимодействия. Значительная часть этих норм закреплена в положениях о деятельности социально-педагогических служб в виде функциональных обязанностей должностных лиц.
Свои специфические особенности имеют место и в других формах социально-педагогической деятельности, значимыми из которых являются:
– социально-педагогическое просвещение – это форма социально-педагогической деятельности, заключающаяся в широком распространении знаний, значимой информации о возможностях и ресурсах социума, необходимых для разрешения проблем личности или группы и успешной социализации детей, подростков и взрослых, и способствующая формированию социальной активности личности
– социально-педагогический мониторинг – это форма социально-педагогической деятельности, отражающая оценочные параметры воздействия педагогического потенциала социума по времени, пространству и движению при разрешении проблем социализации личности и способствующая формированию ее социальной активности
– медико-психолого-педагогический консилиум – это форма социально-педагогической деятельности, отражающая взаимодействие специалистов различного профиля в целях обсуждения результатов разносторонней диагностики социально дезадаптированного ребенка и выработку общей позиции относительно путей его социальной реабилитации и способствующая формированию социальной активности личности.
Социально-педагогическая деятельность в семье
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Теоретические основы социализации личности и социальная работа с семьей как социальная проблема. Методики социально-педагогической работы с семьей, социального патронажа и надзора, семейного консультирования. Особенности работы социального педагога.
контрольная работа [29,3 K], добавлена 14.10.2009
Основные функции и социальный статус семьи. Современная модель семьи и ее особенности. Сущность социальных проблем современной семьи. Деятельность социального педагога по работе с семьей. Формы социально-педагогической деятельности помощи семье.
курсовая работа [42,9 K], добавлена 11.11.2008
Социально-педагогическая характеристика алкогольной семьи, ее влияние на процесс социализации детей. Систематизация форм и методов работы социального педагога с алкогольной семьей. Цели и задачи социально-психологического тренинга "Телефон доверия".
курсовая работа [62,8 K], добавлена 16.05.2014
Технология работы социального педагога с семьей. Современная помощь семье. Формы и методы работы социального педагога с семьей. Работа социального педагога. Методика работы социального педагога с родителями. Работа социального педагога с детьми.
курсовая работа [51,7 K], добавлена 30.07.2007
Семья как опосредующее звено передачи ребенку социально-исторического опыта и опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений. Необходимость оказания семье педагогической помощи. Категория семей социального риска. Деятельность социального педагога.
дипломная работа [75,9 K], добавлена 04.03.2009
Проблемы современной российской семьи, пути разрешения кризисных ситуаций и повышение семейного благополучия. Сущность профессиональной деятельности социального педагога формы, методы и технологии его работы в процессе педагогического просвещения семьи.
курсовая работа [51,4 K], добавлена 23.07.2013
Теоретические аспекты изучения процесса социализации. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Виды неблагополучных семей в современном обществе. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучной семьи.
дипломная работа [97,1 K], добавлена 27.11.2006
Теоретические аспекты работы социального педагога с неблагополучной семьей. Основные проблемы неблагополучной семьи в современных условиях. Организация социальной помощи и поддержки обучающихся в школе. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.
отчет по практике [27,4 K], добавлена 02.11.2014
Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении. Организация социально-педагогической работы в школе. Социально-педагогическая работа в школе. Профессиональный статус социального педагога в школе.Инструментария профессиональной
курсовая работа [64,9 K], добавлена 31.05.2008
Семья как объект социальной работы. Социально-психологические особенности неблагополучных семей. Анализ нормативно-правовой базы Республики Беларусь по профилактике насилия в семье над детьми. Социальная работа с семьей. Основные формы насилия в семье.
курсовая работа [77,1 K], добавлена 21.05.2013
Размещено на http://www.allbest.ru/
Реферат: « Социально-педагогическая деятельность в семье »
Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Семья -- социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
• Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей полная или неполная однодетная, мало- или многодетная).
• Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
• Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
• Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества
Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен иной экономической функцией и изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу. Но это, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Некоторые из них.
Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
Функции семьи .1.Репродуктивная функция : обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Установка на бездетность все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.
Ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости тенденция к отделению молодых семей от родительских увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране.
2.Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Она связана с накоплением имущества, приобретением собственности, приватизации жилья, наследования и т.д.
3.Функция первичной социализации. Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.
Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре стране, где они появился на свет.
4.Воспитательная функция. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших.
Источники:
Следующие статьи:
- Характеристика успеваемости класса образец
- Психологическая характеристика на ученика 6 класса образец
27 декабря 2024 года
Комментариев пока нет!